Усиление группировки НАТО у границ РФ: Стратегия или экономика

Усиление группировки НАТО у границ РФ: Стратегия или экономика

Реализация анонсированных еще в начале 2016-го планов по расширению войск Альянса на востоке Европы имеет и военные, и экономические цели.

US_NATO_Troops_Europe_Came_Show_European_Governments_Need_Rise_Alliance_DonationsОстававшуюся актуальной на протяжении полутора лет сирийскую тематику в новостных сюжетах ведущих телеканалов на Западе и в России в первые дни наступившего года заменил вопрос стремительного обострения российско-американских отношений на фоне предпринятого Североатлантическим альянсом шага по усилению группировки НАТО у российских границ — в первые дни января 2017-го европейские издания разместили информацию о появлении новой американской военной техники и военнослужащих в Прибалтийских государствах, что стало началом развертывания полноценной механизированной бригады по стандартам США в Восточной Европе в дополнение к уже имеющимся в этих странах подразделениям. Внешне появление на европейском континенте угрожающе крупного и до зубов вооруженного армейского формирования натовских сил выглядит очевидной агрессией по отношению к Кремлю, что полностью укладывается в канву обозначенных официальным Вашингтоном антироссийских шагов на геополитической арене — названное «Врагом №1» государство продолжает оставаться ключевой целью для оборонного американского ведомства, с каждым годом настаивающего на значительном наращивании военного бюджета сильнейшего представителя Альянса. Однако «поголовный» подсчет размещенных вблизи РФ солдат, танков, БМП и артиллерийских систем, включая противовоздушные комплексы, указывает экспертам на отсутствие прямой угрозы вторжения для Москвы, обладающей серьезным сдерживающим потенциалом на западе.

Напомним, что обновленные планы вашингтонской администрации, вызвавшие бурные дискуссии в Сенате и Конгрессе летом текущего года в рамках обсуждения предложенных Пентагоном затрат на содержание восточной группировки войск в Европе, предполагают размещение основной части механизированной бригады, оснащенной тяжелой бронированной техникой и средствами воздушной разведки, в Польше. Небольшие по численности подразделения американских войск разместятся в Эстонии, Румынии и Чехии, дополнившись частями технического обеспечения армейских сил. К настоящему моменту общая численность европейской группы воинских подразделений под эгидой НАТО остается неизвестной, но после завершения процедуры развертывания войск скрывающиеся под грифом «Секретно» цифры появятся на страницах информационных изданий, уделяющих время освещению событий внутри Евросоюза. В последние месяцы охватившие ЕС проблемы экономического характера превратились в непопулярную тему, крайне редко посещающую передовицы ведущих новостных агентств, однако начатая уходящей администрацией пока еще действующего президента Америки Барака Обамы кампания по усилению сил НАТО вблизи России вскоре вызовет неподдельный интерес у вездесущих журналистов.

Причина, по которой европейцам стоит уделять больше внимания разворачиванию в собственных странах подразделений армии США — финансовый подтекст затеянной Вашингтоном «игры» в рамках официально анонсированных «шагов по предотвращению агрессии со стороны России на западных границах Европы». Красиво прикрытая громкой риторикой о якобы «доказанной агрессии РФ в информационном пространстве», которую «своевременно» дополнило заявление руководства разведслужб США о «вмешательстве России в американские выборы» путем взлома компьютерных сетей избирательной системы государства, на деле является отлично продуманной и для американцев по сути вынужденной «экономической диверсией» на европейской территории. Предусмотренные военным бюджетом Пентагона расходы на содержание многотысячной группировки войск НАТО в странах ЕС, которые в ходе жарких дискуссий в вашингтонском Сенате удалось увеличить с $750 млн «белых» затрат до $3,7 млрд ежегодных финансовых отчислений, требуют непосредственного участия в обеспечении войск европейских правительств. Расходы на строительство, модернизацию и поддержание в нужном состоянии инфраструктуры, материально-техническое и продовольственное оснащение армии НАТО в период активизации учений на подступах к российским границам помимо США несут и государства Евросоюза, до настоящего времени всячески увиливавшие от обязанности по несению дополнительных трат на оборонные нужды.

Прописанное в уставе Блока требование о необходимости закладывать 2% расходов государственного бюджета на оборону выполняется только тремя странами-участницами милитаристского союза во главе с бессменным руководителем в лице США. Не секрет, что достаточные объемы финансирования многомиллионного контингента Североатлантического альянса, дислоцированного в десятках мировых государств, включая ближневосточный регион, Африку и экономически развитые державы в Европе и Азии, выделяют только американское, британское и польское правительства, тогда как другие участники Блока постоянно сокращают оборонные программы в рамках режима предельной экономии на фоне охватившего Евросоюз миграционного и финансово-экономического кризиса. Чтобы оценить сформировавшуюся «ценовую» разницу, достаточно вспомнить о подписанном главой уходящей администрации в Вашингтоне документе, утверждающем параметры оборонной статьи расходов госбюджета Америки — объем отчислений в адрес Пентагона в 2017 году уменьшился до $607 млрд, что составляет 3,5% ВВП страны. Польша отчиталась о расходах на оборону в объеме чуть больше 2% ВВП, что сопоставимо с решением парламента Британии, согласившегося потратить на военных $61 млрд или 2,2% от объема валового внутреннего продукта Королевства.

В это время другие блоковые государства всячески стараются минимизировать финансовые издержки на содержание военнослужащих и постоянно увеличивающегося в численности армейского контингента Америки в странах Европы. Соотношение ключевых участников по затратам на нужды Альянса выглядит очень невыгодным для американцев — если Пентагон «тянет» 27,8% всей расходной статьи Блока, то остальные «натовцы» охватывают лишь считанные проценты от общей суммы средств. Так, Великобритании «достались» 6,6% в совокупном бюджете Альянса, Франция «отделалась» 4,9%, которым «наступает на пятки» Германия с ее 4,4%, а следующая группа стран-участниц блокового Союза по процентной доле в суммарном «капитале» смогла отличиться только 2%, 1,7% и 1,2% для Италии, Канады и Испании соответственно. Оставшиеся 20 государств-членов Альянса совокупно перечисляют в бюджет НАТО только 6,9% от общих ассигнований военным, что в несколько раз меньше затрат американцев, и сопоставимо с общими отчислениями британцев. Именно отсутствие «рвения» со стороны стран-членов Блока по финансовому обеспечению нужд натовской группировки в мировом масштабе послужило основанием для повышения градуса напряженности на российско-европейских границах, вынуждая Брюссель приступить к «поименному» давлению на участников Альянса из состава ЕС в поисках необходимых для содержания развернутого в Европе многотысячного контингента НАТО денежных средств.

Владимир Семенов
comments powered by HyperComments