От перемены мест слагаемых… в «РЖД» ничего не меняется?

От перемены мест слагаемых… в «РЖД» ничего не меняется?

На компанию, которой владеет Игорь Ротенберг внезапно посыпались победы в тендерах объявленных госкомпанией Олега Белозерова.

igor_rotenbergПоказательная борьба с коррупцией в ОАО «РЖД», начавшаяся с водевильной отставки Владимира Якунина, закончилась полным фарсом. Подрядчики изменились, а коррупция осталась на прежнем месте. Впрочем, и с подрядчиками особой интриги нет. Если раньше внушительная доля контрактов приходилась на структуры Геннадия Тимченко, то теперь его место занимают Ротенберги.

Глядя на планомерную смену подрядчиков, начавшуюся сразу вслед за назначением главой РЖД Олега Белозерова, все меньше верится в то, что первое сообщение об отставке Якунина было розыгрышем неуловимых хакеров.

В июле 2013 года российским информагентствам якобы с почтового ящика пресс-службы правительства duty_press@aprf.gov.ru было разослано срочное сообщение: Медведев освободил Якунина от должности и назначил на его место Александра Мишарина. Спустя полчаса неразберихи и замешательства РЖД и Белый дом разразились опровержениями. После расследования выяснилось, что это якобы дело рук хакеров. Якунин ушел в отставку с поста главы РЖД только в августе 2015 года. На его место был назначен Олег Белозеров, который ранее занимал пост заместителя министра транспорта.

Белозерова на эту должность единодушно рекомендовали Аркадий и Борис Ротенберги. Благодарность за протекцию не заставила себя ждать и она, похоже, не знает границ. Так, на компанию «Глобальные Системы Автоматизации» Игоря Ротенберга (сын Аркадия Ротенберга) внезапно посыпались победы в тендерах РЖД. Всего за два месяца 2016 года между компанией «Глосав» и ОАО «Российские железные дороги» заключены контракты общей стоимостью 691 млн рублей.

белозеров
Глава РЖД Олег Белозеров

Несмотря на то, что все контракты датированы июнем и июлем 2016 года, на своем сайте «Глосав» еще в конце прошлого года заявил об успешной поставке тахографов для РЖД. Объем поставки 2,2 тыс. единиц оборудования с последующими пуско-наладочными работами явно должен превышать по стоимости 100 тыс. рублей. Почему же информация об этой сделке отсутствует на портале госзакупок? Осмелимся предположить, что никакой поставки тахографов не было. Пресс-релиз в таком случае нужен лишь для создания имиджа если не давнего, то хорошо зарекомендовавшего себя партнера госкорпорации. Кроме того, в мае 2015 года Игорь Ротенберг продал долю в компании «Мостотрест» в размере 63,63% НПФ «Благосостояние», одним из владельцев которого выступает РЖД. Эту сделку также можно расценивать как «вступительный взнос» − плату за «членство» в «клубе железнодорожных распилов». Эксперты финансового рынка единодушно оценивают НПФ «Благосостояние» как абсолютнонепрозрачную компанию. Подконтрольная «Мостотресту» «Трансстроймеханизация» уже выиграла тендеры «РЖДстроя» на строительство ж/д линии в обход Украины на 2,5 млрд рублей ( тендер № 1, тендер № 2). Оба тендера проведены в формате закупки у единственного поставщика. Учитывая запутанную цепочку собственников данных компаний, обнаружить конечных бенефициаров сделки невозможно.

За десять лет, проведенных Владимиром Якуниным на посту главы РЖД, госкомпания превратилась в одну из самых коррумпированных в стране. Отставка скандального «железнодорожника» давала надежды на перемены к лучшему, но они оказались напрасны. Если раньше внушительная доля контрактов приходилась на структуры Геннадия Тимченко, то теперь его место занимают Ротенберги.

Среди других новичков элитного клуба подрядчиков «знакомые все лица». Так, компания «Спецтрансстрой» бывшего заместителя министра строительства Юрия Рейльяна в 2016 году оказалась победителем целого ряда тендеров«РЖДстроя» и тендера ОАО «РЖД» на строительство тупикового ж/д пути с устройством пассажирской платформы на участке Дагомыс−Сочи стоимостью свыше 783 млн рублей. Большинство тендеров, как водится, были бесконкурентными. Общая сумма госконтрактов «Спецтрансстроя» превышает 8 млрд рублей. Также среди новых фаворитов РЖД появились, по данным «Ведомостей», компании бывших партнеров Игоря Левитина (помощник президента по вопросам транспорта), Алексея Золотарева и Виталия Бриля. Принадлежащие им структуры располагают контрактами с РЖД на сумму более 15 млрд рублей.

Чиновники с большой дороги

Особого внимания среди новых лидеров заслуживает компания «Форатек», реальным бенефециаром которой не первый год называют бывшего губернатора Свердловской области, а ныне первого вице-президента РЖД Александра Мишарина. До ухода Владимира Якунина с поста главы РЖД контракты между госкомпанией и «Форатек» ограничивались весьма скромными для госмонополии суммами. Однако после громкой отставки все стало с точностью до наоборот. «Форатек» один за другим получает многомиллионные подряды, сливающиеся в один бурный поток в несколько миллиардов. Заметим, что своими корнями «Форатек» уходит сразу в два офшора − один на Кипре, второй в Люксембурге.

Выписка из коммерческого реестра Люксембурга 

1cdbdc72b3daea4a60294166e50e8dc1

3d60a721a94700bab217b9d2bf06577d

7322a22ffde40f700052788fd1e16ea7

2d2cbea6417441bc90b074761baf40e6

Наконец, главным счастливчиком года можно назвать «Мосгипротранс», раньше довольствующийся мелкими контрактами с РЖД. И вдруг компания получает заказ в рамках строительства высокоскоростной магистрали Москва–Казань–Екатеринбург стоимостью 22 млрд рублей. Ну, а курирует высокоскоростные магистрали в РЖД все тот же Мишарин. Назвать Мишарина выгодоприобретателем здесь нельзя, но в «Мосгипротрансе» сидят не чужие ему люди. Это председатель совета директоров Владимир Ампилогов и член совдира Олег Жабин. Первый в 2009 году был заместителем Мишарина, занимавшего на тот момент пост директора департамента промышленности и инфраструктуры правительства РФ. Олег Жабин, возглавлявший некогда «Уралвагонзавод-транс», в 2010 году был приглашен уже губернатором Мишариным возглавить «Облкоммунэнерго». Свои посты в Свердловской области Мишарин и Жаров покинули практически синхронно. Теперь эта троица взялась за железные дороги, но «высокоскоростными» пока можно назвать только распилы.

Прежние любимчики «Российских железных дорог» также не забыты. Правда, здесь срабатывает уже другой принцип российской коррупции − «своих не бросаем». Имеется в виду в беде, а беда у коррупционеров всего одна − гласность. Сначала стало известно, что один из крупнейших подрядчиков РЖД − компания «ОСК 1520», среди учредителей которой сын советника Владимира Якунина Алексей Крапивин. Неприятно, но терпимо. В конце концов, не смущал же никого и сам внештатный советник Андрей Крапивин, разбиравшийся, по словам Якунина, в наиважнейшем для железнодорожников банковском деле. Затем Крапивин-младший поразил общественность связями с полковником Захарченко, арест которого стал новым символом борьбы с коррупцией. Но «ОСК 1520» получает все новые тендеры, стоимость одного из последних − почти 800 млн рублей. Все потому, что своих не сдают, своим продают мосты, дороги и прочее.

«Преступная Россия»

comments powered by HyperComments