«Энергетическая мечта» Tesla в новой версии: Миф или реальность?

«Энергетическая мечта» Tesla в новой версии: Миф или реальность?

Американский концерн Tesla Motors помпезно представил «новейшую разработку в сфере энергетики», забыв о данных ранее обещаниях Илона Маска.

Energy_Dream_Tesla_Version_Announced_PowerWall_Battery_Myth_Reality

Прошедшая на днях презентация нового продукта компании всемирно известного и самого амбициозного в сфере высоких технологий американского миллиардера — настенной аккумуляторной батареи PowerWall 2, автоматически поставила перед потребителями вопрос о целесообразности оформления предварительного заказа на «старое-новое» технологическое решение компании-производителя электрокаров на фоне «грандиозного успеха» предшественника — «домашнего» аккумулятора «версии 1.0». Напомним, что еще в 2015 году владелец аэрокосмической корпорации SpaceX и основатель крупнейшего в мире производителя автомобилей на экологически чистой электрической тяге начал прием заявок на поставку предназначенных для установки в доме аккумуляторов, которые «помогут обеспечить полную энергетическую независимость от электроснабжения». Заплатившие деньги еще в мае 2015-го покупатели, на деле оказавшиеся обманутыми потребителями, до сих пор продолжают ждать обещанной отгрузки заказанных товаров, с огромным удивлением обнаружив на официальном сайте производителя информацию о прекращении поддержки так и не увидевшего свет технического решения.

На этом фоне у обывателей возникает вопрос о реальности предложенного Маском способа достижения «энергетической мечты» по версии Tesla, через год после анонсированного главой корпорации «начала настоящей революции в сфере электроэнергетики» внезапно подорожавшей на $2500. Стоимость «новой» аккумуляторной батареи Tesla PowerWall 2 составляет $5500, тогда как ее предшественник «версии 1.0» должен был опустошать потребительские кошельки «всего» на $3 тысячи за один батарейный блок. Официальная причина резкого удорожания несуществующего товара — увеличение емкости накопителя до 13,5 кВт⋅ч с прежних 7 кВт⋅ч. Что удивительно — массогабаритные характеристики «батарейки» остались практически неизменными. Если верить презентационному ролику Tesla, масса батареи-предшественницы составляет 105 килограмм, тогда как вес вдвое более энергоемкой новой — 110 кг. Первый же вопрос технически грамотных специалистов, заданный товаропроизводителю сразу после обнародования технических параметров новинки, коснулся причин двукратного роста емкости без анонсирования позволяющих добиваться таких показателей технологий.

Ответ «огорошил» инженеров и технологов — по словам Маска, усовершенствование «старой» PowerWall до «версии 2.0» произошло без перехода на новые аккумуляторные элементы, способные обеспечить требуемое увеличение емкостных характеристик. Другими словами, начинка обеих решений Tesla Motors в рамках проекта создания «умного и энергонезависимого дома» совершенно идентична, что прямо противоречит известным человечеству законам физики. Более того, запланированная еще двумя годами ранее сдача в эксплуатацию специально заложенного для покрытия нужд автопроизводителя в аккумуляторах для электромобилей линейки Tesla Model завод GigaFactory, на котором предполагалось выпускать батареи по выкупленной у компании Panasonic лицензии с использованием приобретенного у японского товаропроизводителя технологического оборудования, так и не состоялась, превращая красиво преподнесенную потенциальным покупателям «революционную реальность» в более соответствующий действительности миф. Миф о существовании прорывной технологии, способной избавить домовладельцев от потребности в поступающей из электросетей электрической энергии.

Поводов для опасений вполне достаточно. Кроме так и не начавшего работу завода-гиганта GigaFactory, сроки ввода в эксплуатацию которого в очередной раз отложены до «лучших времен», рассуждения о способности «детища» Илона Маска выполнить данные потребителям обещания затрагивают и финансовый аспект. Если отсутствие собственных производственных мощностей, требующихся для выпуска достаточного количества батарей для нужд автомобильного и «энергетического» подразделений концерна, остается технически решаемой проблемой — выпускающие аккумуляторы компании-производители из Азии в состоянии нарастить объемы производства элементов в рамках удовлетворения повышенных запросов клиентов Tesla, то опасность очень реального банкротства коммерческой «империи» амбициозного американца — веский и “тяжелый” аргумент против сотрудничества с заокеанским продавцом. А обанкротиться с виду самодостаточный и эффективный рыночный игрок может в любой момент, столкнувшись со снижением потребительского спроса на предлагаемые обещания в красивой и яркой «магазинной» обертке. Реальных товаров у огромного североамериканского концерна недостаточно для разрешения серьезных финансовых затруднений компаний Маска.

В числе последних — популярные среди американцев и европейцев электрокары, пока остающиеся лучшими автомобилями на электротяге по совокупному набору характеристик, включающих самую большой среди конкурирующих моделей электромобилей пробег на полном заряде аккумуляторов. Второй реально существующий «товар» — ракетные запуски SpaceX, так и не достигшие поставленной еще в далеком 2006 году цели — возможности повторного использования разгонных ракетных блоков Falcon. Третье товарное наименование, которое покупатели в состоянии «пощупать вживую», предлагает партнерский бренд SolarCity, принадлежащий двоюродному брату владельца корпорации Tesla. Речь идет о солнечных панелях, которые в рамках анонса домашних батарей PowerWall 2 предлагаются единым комплектом с аккумулятором. Несуществующие батарейки предлагаются потребителям вместе с контрактом на технические замеры потребностей домохозяйства и установку всего комплекта необходимого для организации энергоэффективного жилья оборудования. Проще говоря, купить отдельно батарею PowerWall 2 желающим поставить в квартире или загородном коттедже 110-килограммовый источник бесперебойного питания вряд ли удастся, тогда как приобретающие полный комплект услуг американцы становятся «приоритетными клиентами». Шутка ли — стоимость такого контракта почти в 10 раз превышает цену отдельного “ультрасовременного” ИБП.

Чтобы воплотить в реальность обещанную «революцию в энергетике», Маску требуется собрать с нерадивых покупателей несуществующей продукции несколько сотен миллионов долларов, требующихся для завершения строительства фабрики GigaFactory — стоимость последней оценивается экспертами в $1-1,2 млрд, из которых руководству Tesla Motors пока удалось найти лишь $322 млн. Насколько успешным окажется проект по сбору денег с поверивших в успех начинания американских граждан, покажут события ближайших месяцев, когда станут известны итоги IV квартала 2016 года. В текущих условиях эксперты прогнозируют окончательный провал основанной на «сладких» обещаниях финансовой пирамиды Илона Маска, построенной на доверчивости и алчности заокеанских потребителей. Пока количество желающих полностью избавиться от необходимости платить по счетам за электричество после установки «волшебной» батареи PowerWall 2 и солнечных элементов SolarCity сулит миллиардеру «безоблачное будущее» на протяжении еще нескольких месяцев, по истечении которых число задавшихся вопросом о реальности «энергетической мечты» Tesla покупателей превысит массу поверивших в нарисованные на бумаге перспективы рядовых американцев.

Евгений Кишьян