Пилот-робот за штурвалом самолета — фантастика или реальность

Пилот-робот за штурвалом самолета — фантастика или реальность

Управляемое исключающим совершение ошибок роботизированным «организмом» воздушное судно с пассажирами на борту становится реальностью.

Pilot-Robot_Controlling_Passengers_Airplane_Fantastic_Reality

Вопрос появления на автомобильных дорогах и в воздушном пространстве мира полностью лишенных опасности попадания в трагические катастрофы с многочисленными жертвами средств передвижения постепенно переходит из области фантастики в реалистичную плоскость — специалистам из ALIAS (Aircrew Labor In-Cockpit Automation System) удалось создать полноценного пилота-робота, полностью заменяющего «живого» летчика за штурвалом многотонной летающей машины. Преимущества перевода процесса пилотирования в лишенную недостатков человеческого организма плоскость, когда повышенная сонливость, невнимательность или тяга к суициду становятся причинами чудовищных трагедий с огромным количеством жертв, совершенно очевидны. Управляемый автоматикой роботизированный комплекс в состоянии выполнять типичные для пилота пассажирского авиалайнера действия — отслеживать показания приборов, следить за полетным режимом и совершать благополучные взлет и посадку, что серьезно повышает уровень безопасности авиаперелетов. Другим важнейшим преимуществом передачи права «вождения» лайнера роботу становится сокращение расходов авиаперевозчиков, освобождающихся от необходимости оплачивать дорогостоящие услуги летчиков, прошедших многолетнее обучение.

«От винта!»

Тестовые испытания первого в истории пилота-робота прошли в салоне однодвигательного легкого самолета Cessna Caravan, при этом действиями роботизированного устройства управлял сидевший на соседнем кресле «живой» пилот. Передача команд осуществлялась посредством привычного для современных потребителей планшетного устройства, на который было установлено соответствующее программное обеспечение. Человеку было достаточно дать «правильную» команду роботу — изменить курс, совершить посадку на аэродром или взлететь с последующим выходом на конкретное направление полета на определенной заданием высоте, и собранная из множество конструктивных элементов и маленьких двигателей «железяка» послушно выполняла переданный приказ. Прошедшие к настоящему моменту испытания показали хорошую перспективность выбранного инженерами ALIAS направления — замена одного из двух-трех штатных пилотов огромных пассажирских лайнеров на робота поможет существенно повысить уровень безопасности перелетов, обеспечивая многомиллионную экономию руководству компаний-перевозчиков в пересчете на налетанные часы.

Однако снижение уровня расходов авиаперевозчиков — не главное основание для внедрения роботов-пилотов. Ключевое достоинство последних — способность «помнить» обо всех произошедших до текущего момента воздушных инцидентах, включая громкие и широко освещавшиеся в средствах массовой информации катастрофы. Заложенные в «память» роботизированного комплекса сведения о произошедших в момент катастрофы изменениях полетного режима, действиях находившихся в кабине летчиков и условиях перелета помогают предотвращать практически неотвратимые трагедии на ранней стадии вероятной авиакатастрофы. Согласно заявлениям конструкторов роботизированного пилота, его способности хранить в «памяти» информацию обо всех известных авиаконструкторам, штурманам и летчикам инцидентах в воздухе уравнивает технические возможности созданного из железа устройства с налетавшим больше 600 тысяч часов воздушным асом. Для справки: средний налет обслуживающего пассажирские рейсы пилота крупной авиакомпании составляет от 1,5 до 3 тысяч часов, из которых более 50 должны совершаться ночью. Перелет «по приборам» — самая сложная часть подготовки персонала авиакомпании, требующая усиленных тренировок и огромных временных затрат.

Самоуправляемые самолеты?

В отличие от человека, разработанный западными инженерами робот-пилот не нуждается в отдыхе и гораздо эффективнее отслеживает показания расположенных на приборной панели приборов, в несколько раз быстрее людей реагируя на возникновение внештатных ситуаций. Скорость реагирования робота на происходящие на панели изменения, например, во время неожиданного срыва в штопор или чрезмерного крена при посадке судна на взлетно-посадочную полосу, обеспечивает возможность предотвратить потенциальную опасность сваливания и падения на землю гораздо быстрее живого «собрата». Встроенные в комплекс видеокамеры в режиме реального времени «следят» за происходящим на приборной доске, в случае необходимости отдавая команду снабженным сервомоторам «рукам» мгновенно вносить изменения в режим полета, что освобождает командира судна от выполнения рутинных операций. Именно рутина и отсутствие концентрации во время длительного авиаперелета, в случае с межконтитентальными полетами превышающего по продолжительности 6-10 часов, становится частой причиной трагических авиакатастроф.

Кроме этого в международной практике участились случаи выхода летчиков гражданских авиалиний в рейсы в состоянии алкогольного опьянения, а арабские и азиатские авиаперевозчики радостно сообщают мировой общественности о сокращении «простоя» пилотов в перерывах между вылетами. Последнее влечет за собой катастрофические последствия — вынужденные отдыхать между многочасовыми авиаперелетами всего по несколько часов командиры воздушных судов попросту засыпают во время полета, находясь за штурвалом многотонной машины с сотнями пассажиров за спиной. Цель сокращения «простоя» летного состава для владельцев компании-перевозчика — уменьшение операционных расходов, тогда как персонал авиакомпании стремится увеличить объем выплачиваемой зарплаты за счет повышения полетной нагрузки. Как это сказывается на безопасности авиаперевозок, можно судить по количеству фиксируемых в мире катастроф — число «списанных» на человеческих фактор крушений авиалайнеров с каждым годом продолжает увеличиваться, несмотря на активное внедрение автоматизированных процессов в технологию управления самолетами в современном небе.

По словам Джона Лэнгфорда, возглавляющего компанию-разработчика программного обеспечения для пилота-робота ALIAS Aurora, перевод экспериментальной модели роботизированого комплекса в область серийного производства автоматизированных помощников командиров воздушных лайнеров поможет совместить человеческую гибкость и беспринципность действующего строго согласно заложенной программе устройства. За счет дальнейшей модернизации робота-пилота и расширения его способностей в пилотировании самолетов различных типов система автопилотирования в больших авиалайнерах окажется невостребованной — вместо остающегося несовершенным вследствие неспособности предотвращать ошибки сидящего за штурвалом человека программного комплекса контролировать правильность выполнения необходимых действий будет обладающий сильными манипуляторами «железный человек». Однако увидеть технически сложного и безошибочного «помощника пилота» в салонах грузопассажирских лайнеров удастся еще нескоро — процесс внесения соответствующих изменений в международные и национальные правила авиаперевозок порой занимает годы, которые потребуются и конструкторам — оформление сертификата соответствия и многочасовое тестирование разработки в различных условиях перелетов для улучшения встроенного программного обеспечения займет еще многие месяцы. Однако важнейшим остается главный результат научных изысканий — очень скоро небо над нами начнут бороздить лишенные человеческих недостатков самоуправляемые самолеты, из книжной фантастики превратившись в суровую и обыденную реальность практики коммерческих воздушных перевозок.

Олег Нестеров
comments powered by HyperComments