От перестановки мест в правительстве «Сумма» поменяется

От перестановки мест в правительстве «Сумма» поменяется

Что ожидает Зиявудина Магомедова в случае ухода Аркадия Дворковича с поста заместителя Дмитрия Медведева.

ziyavudin_magomedov_summa_gruppРоссийские СМИ активно обсуждают возможные кадровые перестановки в правительстве РФ. В первую очередь это касается вероятного перемещения вице-премьера Аркадия Дворковича на пост президента ОАО РЖД. В прессе развернулась дискуссия о возможных сменщиках Дворковича в правительстве (называются кандидатуры Игоря Сечина и Андрея Белоусова) и о тех поворотах в экономической политике, которые могут за этим последовать.

При этом остается за пределами открытого обсуждения вопрос о том, какая судьба ждет крупнейшую инфраструктурную компанию России — группу «Сумма», владелец которой Зиявудин Магомедов, по случайному совпадению, выстроил свою бизнес-империю исключительно только в тех отраслях, которые курировал его однокурсник по экономфаку МГУ Аркадий Дворкович.

Собственно говоря, своих тесных отношений с Дворковичем Магомедов не отрицает. В интервью газете «Ведомости» в 2012 году он рассказывал, что знаком с зампредом правительства со студенческих времен и поддерживает дружеские отношения до сих пор. Они оба, как известно, окончили экономический факультет МГУ в 1994 году.

Помогать своему однокурснику и другу Дворкович, как представляется, стал еще до того как занял высокий пост с огромными полномочиями в правительстве. С 2004 по 2008 год Дворкович входил в совет директоров «Транснефти». Именно тогда фирма «Стройновация», которую контролирует Зиявудин Магомедов, стала получать крупные заказы от «Транснефти». Например, произвела замену 1,2 тысячи километров магистрального нефтепровода и участвовала в строительстве трубопроводной системы ВСТО-1. Крупнейшим проектом «Стройновации» стала система ВСТО-2 длиной 602 км и ориентировочной стоимостью 15 млрд рублей. Впрочем, тесные отношения Магомедова с «Транснефтью» не ограничивались строительством.

В 2001 году «Транснефть» ввела в строй Балтийскую трубопроводную систему (БТС) – нефтепровод, соединяющий месторождения с портом Приморск на берегу Финского залива.

С приходом в «Транснефть» Дворковича порт было решено укрупнить и расширить. И тут внезапно выяснилось, что земля вокруг порта через ряд мелких фирм принадлежат средней руки нефтетрейдеру ООО «Транс-Флот», тесно связанному с компаниями Зиявудина Магомедова. Нетрудно догадаться, что «Транс-Флот» стал партнером «Транснефти». Магомедов построил еще один терминал и стал совладельцем ООО «Приморский торговый порт» (ПТП). Приморск, надо сказать, крупнейший нефтеналивной порт, в позапрошлом году году через него прошло 42 млн тонн сырой нефти, что составляло пятую часть всего российского экспорта.

Расцвет империи Магомедова пришелся на эпоху Медведева. Став вице-премьером, Дворкович получил гораздо больше возможностей для поддержки своих друзей. Группа «Сумма» продолжала быть бенефициаром всех новых проектов «Транснефти». Эта империя росла не по дням, а по часам. В 2010 году «Сумма» и «Транснефть» совместно купили Новороссийский морской торговый порт (НМТП). Затем взяли кредит в Сбербанке на $1,95 млрд. , добавили $200 млн и выкупили ООО «Приморский торговый порт» (ПТП). На вырученные деньги бывшие владельцы ПТП через офшор приобрели 50,1% НМТП. И получилось, что Новороссийский порт оказался должен Сбербанку деньги, использованные для его же покупки. Это ударило по интересам других акционеров, например по Росимуществу, владеющему 20-процентной долей акций НМТП. Однако, вероятно благодаря вмешательству того же Дворковича, чиновники Росимущества не вынули, что называется, свой кукиш из кармана. В 2014 году через Новороссийский порт прошло более 120 тысяч тонн всевозможных грузов, что сделало его крупнейшим стивидором России.

Были и другие мегапроекты, вознесшие империю Магомедова до просто таки олимпийских высот: строительство стадиона в Казани к чемпионату мира по футболу, реконструкция Большого театра. В 2011 году «Стройновация» стала подрядчиком прокладки железной дороги «Кызыл – Курагино» в Тыве стоимостью 44 млрд рублей. Зиявудин Магомедов возглавил Деловой консультационный совет при АТЭС при подготовке саммита во Владивостоке в 2012 году.

Если Аркадий Дворкович действительно покинет место могущественного вице-премьера, то группа «Сумма» может не просто затормозить свою экспансию, но и потерять многое из того, что уже есть.

У Зиявудина Магомедова уже есть опыт несбывшихся надежд. Его мегапроект по созданию трансконтинентальной логистической компании рухнул из-за противодействия могущественного и влиятельного Игоря Сечина, который сегодня, кстати, ничуть не утратил своего влияния.

Неожиданный удар по бизнесу Магомедова нанесли Нидерланды, закрыв проект нефтяного терминала в порту Роттердам с ожидаемым $1 млрд. инвестиций. По слухам, информацию о том, что будто братья Магомедовы под созданную для проекта компанию Shtandart TT BV могут отмывать российские деньги, голландским властям могли подбросить голландским властям по своим каналам российские силовики.

Неважно обстоят дела у Зиявудина Магомедова и на малой Родине — в Дагестане. Видимо, рассчитывая на поддержку всесильного Дворковича, он сцепился в ождесточен6ной схватке с другим дагестанским олигархом Сулейманом Керимовым за Махачкалинский морской порт, который принадлежит государству и управляется федеральным унитарным предприятием – ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» (ММТП), подчиненным Агентству морского и речного транспорта (Росморречфлот).

Порт уже несколько лет находится в антикризисном управлении у структур Сулеймана Керимова, и им до последнего времени руководил человек Керимова Ахмед Гаджиев. В этом году срок его контракта закончился, и в ходе конкурса на замещение должности руководителя порта Росморречфлот сделал выбор в пользу человека Магомедова, некоего Андрея Гормаха.

Между тем именно команда Гаджиева вывела порт из кризиса, погасила 2 млрд. рублей задолженности перед бюджетом и в 2015 году вышла на прибыль в 160 млн. рублей, увеличив зарплату портовикам в два с половиной раза. Однако, Росморречфлот (не под нажимом ли все того же Дворковича?) проигнорировал мнение полпреда президента в СКФО Сергея Меликова и письменное ходатайство главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, которые выступили против смены гендиректора порта.

На решение Росморречфлота сразу же были поданы иски. И Гудермесский городской суд Чеченской Республики немедленно приостановил действие решение Росморречфлота о  назначении Гормаха гендиректором порта. Понятно, что это было согласовано с руководством Чеченской республики, в экономику которой Сулейман Керимов серьезно вложился в отличие от братьев Магомедовых.

Подключилась и Генпрокуратура РФ, которая вынесла представление Росморречфлоту, указав, что результаты конкурса не соответствуют требованиям законодательства, а конкурсная комиссия не учла, что у Гормаха нет необходимого опыта для руководства стратегическим портом.

Таким образом, уже сейчас даже вице-премьер, имеющий поистине неограниченные полномочия, не в силах помочь олигархам, которые вместо реальной поддержки региональных и местных экономик и учета подлинных национальных интересов рассчитывают на «мохнатую руку» — в Белом Доме.

«Метод хозяйствования», основанный на личных связях и игнорирующий экономикие и социальные реалии, уже сейчас приносит группе «Сумма» немалые финансовые и репутационные убытки. По данным ИПС «ДатаКапитал» ИА АК&М, чистая прибыль входящего в «Сумму» Дальневосточного морского порта в первом полугодии 2016 года снизилась на 39.94 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до 459.181 млн руб. с 764.582 млн руб.).

Докеры Владивостокского морского торгового порта (ВМТП) в начале октября провели митинг против сокращения работников. Руководство порта пошло на такие меры из-за «сложных экономических условий». Протестовать пришли более 200 человек. В ответ администрация ввела в штат новые должности портовых рабочих и машинистов. Правда, их трудовые обязанности совпали с обязанностями сокращенных докеров-механизаторов. При этом зарплата на этих должностях значительно ниже. «Никто из сокращаемых докеров не согласился перейти в портовые рабочие», — сообщил журналистам представитель профсоюза докеров.

Митинги протеста идут в этом порту в течение всего года. Глава Приморья Владимир Миклушевский обращался к Зиявудину Магомедову с просьбой найти компромиссное решение по этому вопросу, но тот его, как говорится, не услышал.
В настоящее время в финансовом падении не только Дальневосточный морской торговый порт, но и вся транспортная группа холдинга FESCO, принадлежащая Зиявудину Магомедову (он контролирует 32, 5 процента акций компании).

За первое полугодие этого года выручка компании упала на 33 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, операционная прибыль — на 52 процента, капитальные затраты — на 19 процентов.

Если учесть, что финансовые показатели компании стабильно падают уже несколько лет подряд, то нельзя не признать, что империя Зиявудина Магомедова находится в критическом положении.

А что же будет, если Дворкович уйдет из правительства? Как вангует российская пресса, скорее всего, следует ожидать неминуемого банкротства в течение буквально нескольких месяцев! Зиявудин Магомедов никогда не умел расширять свою империю с помощью органического роста (organic growth), что предполагает развитие компании за счет наращивания собственных объемов производства, а не путем приобретения  других компаний. Он не вполне владеет и методами финансирования своих бизнес-проектов. У всех на слуху его затяжной спор по поводу банковской гарантии, которую «Альфа-банк» выдал входящей в группу «Сумма» компании «Стройновация». Тяжба, цена которой 6 миллиардов рублей, длилась несколько месяцев, прошла через несколько аппеляций и кассаций и, наконец, Арбитражный Москвы суд решил ее в пользу компании Магомедова, что, по неподтвержденным слухам, злые языки тут же назвали прощальным подарком однокурснику от уходящего из правительства Дворковича.

Не подлежит сомнению, что если Аркадий Дворкович покинет пост вице-премьера, благодаря которому он мог убеспечивать «зеленую улицу» практически любым мегапроектам своих друзей, дела этих друзей на лад уже не пойдут, и миллиардных подарков им никто не презентует. Во власть  приходят люди, у которых совсем другие, чем у Зиявудина Магомедова и Аркадия Дворковича политические школы, интересы и группы влияния.

В силу этого отрицательная финансовая динамика группы «Сумма», скорее всего, станет нарастать такими темпами, что следующий год может стать последним для империи Зиявудина Магомедова, созданной «непосильным трудом» влиятельного однокурсника дагестанского олигарха, и не вписывающейся в современные тренды развития российской и мировой экономики.

Игорь Королев
comments powered by HyperComments