Самоуправляемые автомобили — будущее для людей с ограничениями

Самоуправляемые автомобили — будущее для людей с ограничениями

Прорыва в области автомобилестроения и выполнения обещаний автоконцернов ожидают не только рядовые водители, но и инвалиды.

Driverless_Electric_Cars_Future_Disabled_Men_World

Пока крупнейшие компании-производители автомобилей раздают обещания о скорейшем запуске в массовую серию доступных моделей электрокаров, чего аналитики ожидают на старте третьего десятилетия XXI века, ряд небольших стартапов занимается подготовкой к адаптации транспортных средств к потребностям людей с ограниченными физическими возможностями. Одной из них является компания Arrow, занимающаяся в Соединенных Штатах Америки созданием универсальных средств управления автомашинами водителями, по состоянию здоровья не способными управляться даже с инвалидной коляской. Главным героем сконцентрировавшей усилия на нетривиальных механизмах команды энтузиастов стал американец Сэм Шмидт, после трагической аварии во время гонки Индианаполис 500 оказавшийся полностью парализованным — единственное, чем он еще может управлять — это собственная голова. Повреждения позвоночника и центральной нервной системы лишили гонщика шанса на привычную здоровым людям жизнь, однако Шмидт не оставил мечты снова усесться за руль гоночного болида, чтобы удивить окружающих способностями целеустремленных и жаждущих жизни инвалидов.

И вот, спустя 16 лет, бывшему автогонщику, оставшемуся парализованным ниже шеи, удалось совершить невозможное — в среду, 28 сентября, он получил первую в истории США водительскую лицензию на право управления ограниченным в возможностях автономным транспортным средством. Согласно выданному Шмидту документу, ему разрешено передвигаться по дорогам штата Невада в специально модифицированном «Корвете» стоимостью $80 тысяч, который специалисты из Arrow подвергли сильным изменениям. В частности, переработали систему управления, лишившуюся привычного для автомобилистов руля и педалей — парализованный водитель просто не в состоянии с ними справиться. Вместо этого в салоне машины установлены 4 специализированных видеокамеры, отслеживающих движения головы водителя, чтобы преобразовывать повороты единственной подвижной части тела Шмидта в управляющие команды для головного компьютера. Поворот направо соответствует аналогичному движению головой, то же происходит и при потребности в движении налево. Систему акселератора и тормозов заменила установленная на шее спортсмена-инвалида трубка, оканчивающаяся во рту у водителя. Если гонщик Indy Racing League хочет нажать на газ, он с силой дует в трубочку, а чтобы затормозить, втягивает в свои легкие воздух.

Удивительно, но столь экстравагантная система управления быстроходной машиной действует с абсолютной точностью, что первый в истории парализованный инвалид-американец доказал во время проверочных заездов по открытому треку. По словам Шмидта, он наконец сумел обрести ту независимость, которой хотел добиться с первого дня страшнейшей аварии — получить возможность вырваться из четырех стен на управляемом собственноручно автомобиле, что избавляет его сиделку-жену от кучи проблем и обязанностей. Чтобы добиться поставленной цели, команде Arrow пришлось поработать в течение 7 месяцев, усовершенствуя рулевую систему 2016 Corvette Z06, однако полученный результат превзошел все ожидания — вслед за Шмидтом усесться за «штурвал» современного автомобиля без возможности взяться за руль и поставить ноги на педали вскоре смогут и десятки тысяч других малоподвижных или полностью неподвижных людей. При этом конечная цель научных и технических изысканий — выработка единой стратегии для создания универсальных решений в сфере автономного вождения, когда роль водителя выполняет запрограммированный на выполнение определенных операций компьютер, установленный под крышкой капота двигательной установки машины.

Да — логическим продолжением модифицированного «Корвета» Z06 с демонтированной рулевой колонкой и педалями станет автотранспортное средство с полностью автономным управлением. Пострадавшим в ужасных авариях вроде Шмидта останется только попасть в комфортный салон и дать соответствующую команду компьютерному «мозгу», что после «отшлифовки» существующих технологических решений можно будет сделать и привычным для владельцев мобильных устройств способом — путем ввода нужного адреса или указания точки на карте на встроенном информационном дисплее, либо голосовой командой. Дальнейшие действия, включая запуск двигателя, управление машиной, прокладку оптимального маршрута и доставку пассажиров до точки назначения, сделает «искусственный интеллект». Решением этой задачи сегодня занимается подавляющее большинство всемирно известных автоконцернов из Европы, США и Азии. Лидером в этом вопросе пока остается американская компания Tesla Motors, сумевшая выпустить полноценный автомобиль с электродвигателем, способный с рядом ограничений ездить в автономном режиме — встроенная функция автопилота обеспечивает езду по автобанам с сохранением скоростного режима и возможностью автоматического перестраивания в другой ряд при отсутствии помех справа или слева.

Эта технология — предвестник полноценного автопилота, который обеспечит движение по дорогам без участия человека в будущем, — «нашпигованная» автоматикой машина будет самостоятельно прокладывать маршрут, следить за окружающей обстановкой, избегать столкновений с другими участниками движения, «замечать» дорожную разметку и знаки, и останавливаться перед внезапно возникшими на пути препятствиями. Примерно такой выглядит концепция будущего самоуправляемого электромобиля корпорации Google, рассчитывающей уже на рубеже этого десятилетия представить действующую модель автономного такси для четырех человек. Небольшое по размерам транспортное средство избавлено от «пережитков прошлого» — руль и педали в нем отсутствуют, а единственным органом управления становится интегрированный в панель сенсорный дисплей. Экологически чистый электрокар займется развозом пассажиров по указываемым им адресам в густонаселенных городах, будучи сильно ограниченным по запасу автономного хода, однако следующие модификации самоуправляемого авто от Google обзаведутся более емкими аккумуляторами и возможностями.

Как только такие средства передвижения появятся в массовом количестве, люди вроде Сэма Шмидта смогут открыть для себя мир новых возможностей, избавившись от «привязки» к больничным койкам и обязательного присутствия рядом поводыря или сиделки. Поездка в магазин, на прием к лечащему врачу или простая автомобильная прогулка — реальное будущее для людей с ограничениями, которое инвалидам обеспечат самоуправляемые автомобили на электрической тяге. Ждать стремительного прорыва в технологиях осталось недолго — компания Volkswagen пообещала начать серийный выпуск до десяти моделей электрокаров уже к 2020 году, а автоконцерн Daimler рассчитывает представить массовый электромобиль не позднее 2018-го. К этому времени инженеры и технологи работающих над системами автономного управления коллективов обеспечат автопроизводителей протестированной и сертифицированной технологией «виртуального водителя», которой компании-производители машин обязательно оснастят собственные разработки для потребительского рынка.

Евгений Кишьян
comments powered by HyperComments