Выживет ли SpaceX после взрыва ракеты Falcon 9

Выживет ли SpaceX после взрыва ракеты Falcon 9

Случившийся на мысе Канаверал 1 сентября трагический инцидент способен принести детищу американского миллиардера крупные неприятности.

SpaceX_Musk_Company_Destiny_After_Falcon_9_Rocket_Blow_1st_September_2016

Анонсированное основателем и генеральным директором американской космической корпорации SpaceX будущее, в котором новая компания обеспечит серьезную конкуренцию государственному концерну NASA и иностранным государствам в космосе, находится под серьезной угрозой. Череда крупных аварий созданных американцами с коммерческими целями ракет-носителей серии Falcon, уже участвовавших в доставке грузов на околоземную орбиту, способна спровоцировать полную потерю доверия у инвесторов, составляющий костяк финансовой «подпитки» дислоцированной в Соединенных Штатах Америки корпорации. На фоне крупных проблем у другого «детища» Элона Маска — автоконцерна Tesla Motors, вынужденного в очередной раз привлекать сторонние инвестиции для продолжения финансовой деятельности и запуска в серию новейшего электромобиля Model 3, тенденция для бизнесмена родом из Калифорнии складывается очень неприглядной. Каковы шансы Маска восстановить репутацию перспективного концерна, готового обеспечить безоблачное будущее космической индустрии Америки в случае «своевременных» денежных вливаний со стороны инвестиционных фондов после случившегося в первый учебный день 2016 года взрыва на стартовой площадке готовящейся к запуску 3 сентября ракеты-носителя Falcon 9?

Репутационные потери

Сначал предстоит обсудить последствия, которые несет в себе вчерашний инцидент для проектов Маска. Во-первых, уровень доверия со стороны государств, готовых доверить американцам запуск на орбиту спутников различного назначения, резко снизится, уменьшив количество потенциальных заказчиков среди зарубежных корпораций. Пока остается неизвестным решение израильского правительства, чей спутник Amos 6 взорвался вместе с ракетой SpaceX на мысе Канаверал, однако эксперты прогнозируют неизбежную смену исполнителя контракта стоимостью $200 млн — ровно столько израильтяне заплатили за доставку ценного оборудования на орбиту Земли. Стоит учесть, что финансовые издержки Израиля на оплату запуска будут в полном объеме компенсированы страховыми компаниями, однако в последующем, когда речь снова зайдет о пусках Falcon с созданными предприятием американского миллиардера-новатора разгонными блоками, стоимость страховки сильно возрастет. Это приведет к увеличению цены доставки полезного груза на околоземную орбиту, снизив привлекательность предложения SpaceX на международном космическом рынке — до настоящего времени американцам удавалось получать заказы только за счет сниженной в сравнении с конкурентами — Россией, Китаем и Европой, стоимости пуска ракет.

Таким образом, сильнейший удар по будущему SpaceX нанесут именно репутационные издержки, напрямую влияющие на финансовые показатели предприятия Маска — отсутствие достаточного количества заказчиков, готовых оплачивать риск новых аварий на стартовых площадках за собственный счет, и увеличение стоимости страхования оборудования и предстоящих пусков понизит американскую корпорацию в международном рейтинге компаний-исполнителей проектов в космической сфере. Напомним, что по предварительной информации команды по расследованию инцидента в штате Флорида, взрыв произошел в процессе заливки топлива в районе кислородного бака, расположенного в верхней части ракеты Falcon 9 производства SpaceX. Кроме самой ракеты серьезным повреждениям подверглась стартовая площадка, на восстановление которой потребуется до двух месяцев. Помимо изготовителя полностью уничтоженного в результате взрыва разгонного блока, репутационные потери понесли и израильтяне — стоимость акций израильского заказчика спутника Amos 6 Spacecom Limited упала на рекордные 8,88% в первые 2 часа после появления новостей об аварии на мысе Канаверал.

«Мыльный пузырь»

Стоит вспомнить и об обсуждаемых финансовыми экспертами перспективах скорейшего взрыва созданного Элоном Маском «мыльного пузыря», сформированного путем привлечения финансовых средств на достижение будущего экономического успеха для двух начинаний американца — SpaceX и Tesla Motors. Оба предприятия фактически «обслуживаются» на деньги инвесторов, вложивших в фантастические планы бизнесмена из Калифорнии десятки миллиардов долларов, до настоящего момента так и не получив ни копейки взамен. Объясняется это убыточностью обоих проектов, так и не достигших уровня самоокупаемости из-за постоянного расширения инвестиционной программы — например, автоконцерну срочно потребовались дополнительные мощности для выпуска аккумуляторных батарей нового поколения для автомобилей на электротяге, что вынудило автопроизводителя инвестировать $5 млрд в строительство крупнейшего завода по производству аккумуляторов. Чтобы достать нужную сумму денег, Маску пришлось привлечь инвесторов, выкупивших долговые обязательства автоконцерна на общую сумму $7 млрд. Такими же способами финансы привлекаются и в космическую программу миллиардера, постоянно нуждающуюся в финансовой подпитке для продолжения работы над улучшением ракет.

Подтверждением прогнозируемого аналитиками взрыва «мыльного пузыря» Элона Маска становится обнародованное на днях заявление руководителя Tesla Motors о новом выпуске акций компании для очередного привлечения дополнительных денежных средств, требующихся для запуска массового производства электромобиля Model 3. Если финансирование со стороны за счет инвестиционных и долговых инструментов привлечь не получится, выпуск перспективного электрокара с рекордным показателем автономности окажется под угрозой срыва. Во избежание катастрофических последствий руководству автоконцерна требуется продать акций на $4-5 млрд, чтобы покрыть уже утвержденные расходы на 2016 год. Среди последних — выкуп ценных бумаг принадлежащей двоюродному брату Маска компании SolarCity, на сделку с которой необходимо в ближайшие месяцы выделить $2,6 млрд. Как и в случае с автопроизводственным и космическим концернами калифорнийца-миллиардера, проект SolarCity во главе с Линдоном Райвом остается убыточным без малейших шансов выйти на самоокупаемость в перспективе трех лет.

Это означает, что для дальнейшего ведения коммерческой деятельности «детищам» калифорнийского бизнесмена требуется привлечь из средств инвесторов фантастическую сумму денег, без которой существование двух крупнейших американских проектов — завода по выпуску лучших автомобилей на электрической тяге и компании по производству способных доставлять грузы в космос ракет-носителей линейки Falcon, окажется под угрозой полной ликвидации. Если заинтересовать инвестиционные фонды и частных владельцев крупных капиталов привыкшему вкладываться в очень амбициозные и порой бездумные идеи миллиардеру не удастся, на судьбе Tesla Motors, то есть перспективных электрокарах-рекордсменах по показателям разгона до 100 километров в час и протяженности пробега на одном заряде аккумуляторных батарей, и компании-создателю ракетных аппаратов, способной составить серьезную конкуренцию для России и Китая на рынке космических технологий, придется поставить крест.

Рассчитывать на получение финансовых средств из государственного бюджета США, ранее финансировавшего проекты Маска в рамках правительственных программ софинансирования перспективных направлений коммерческой деятельности, сегодня не приходится — американская экономика едва справляется с темпами роста внешнего госдолга, чтобы «распылять» усилия на поддержание пусть и крупных, но пока убыточных корпораций. Единственный шанс остаться на плаву — убедить инвестиционное сообщество в достижении обозначенных в бизнес-проекте результатов без срыва утвержденных сроков, что придется делать на фоне стремительного падения стоимости акций всех “продуктов” экономической деятельности ставшего легендарным американца-новатора, пообещавшего превратить Америку “в передовую страну космических возможностей”.

Олег Нестеров
comments powered by HyperComments