Проблему с беспилотниками в России помогут решить военные технологии

Проблему с беспилотниками в России помогут решить военные технологии

Вопрос законодательного урегулирования эксплуатации беспилотных летательных аппаратов в РФ помогут разрешить военные технологии.

UAV_Usage_Regulations_Russia_Meet_Help_Military_Department_Newest_Technologies

Потребительское общество, насмотревшись рекламных видеороликов и начитавшись новостных материалов об успешных испытаниях на Западе новых средств доставки товаров покупателям, с нетерпением ожидает массового появления в сфере торговли «беспилотных курьеров» в виде беспилотников, доставляющих посылки ожидающим приобретенной в интернет-магазине продукции потребителям. Современные технологии позволяют серьезно улучшить сферу доставки покупок, избавляя покупателей от длительного ожидания оплаченного с помощью удаленных средств оплаты товара — вместо почтовых служб и ставших привычными «наземных» курьеров транспортировкой коробок с продукцией различных производителей займутся летающие по воздуху беспилотники. Преимуществ у нового направления сразу два — уменьшение времени транспортировки груза до конечного получателя и многократное снижение расходов на эту операцию, обусловленное отказом от услуг «живых» исполнителей, нуждающихся в традиционной оплате труда. Однако у выглядящего очень привлекательно будущего торговой индустрии есть серьезные препятствия, мешающие начать реализацию четко расписанных и частично профинансированных программ коммерческих организаций, стремящихся увеличить обороты и прибыль за счет сокращения самой большой статьи расходов — выплачиваемой курьерским службам и отдельным сотрудникам заработной платы.

Препятствия

Длинный список препятствий, мешающих продвижению совершенно новой для потребителей сегмента доставки товаров с помощью беспилотников, возглавляют законодательные ограничения, а точнее полное отсутствие нормативных актов и законов, регулирующих данную сферу деятельности. Обусловлено это отсутствием технической базы для отслеживания перемещения летательных аппаратов с дистанционным управлением — если перемещения по автомобильным дорогам с помощью установленных камер видеонаблюдения и постов ГИБДД отследить возможность есть, то летающие по воздуху объекты «наблюдаются» сегодня только специализированными противовоздушными комплексами, принадлежащими военным. Именно Министерство обороны России станет впоследствии «двигателем прогресса» в вопросе решения проблемы беспилотников в стране, предоставив законодателям и исполнительной власти удобный инструмент слежения за перемещениями UAV («Unmanned Aerial Vehicle»), что поможет полностью «узаконить» эксплуатацию таких устройств на уровне российских законов.

Стоит напомнить, что аналогичные трудности в деле продвижения принципиально нового средства доставки испытывают и другие страны, включая Соединенные Штаты Америки — о перспективе использования беспилотных аппаратов крупнейшими американскими компаниями последние пока только рассуждают, запуская тестовые проекты для тестирования технологии. Как и в России, американское правительство так и не «разразилось» утверждением необходимого в этом случае комплекта законодательных актов, регулирующих эту сферу «от и до», чтобы дать отмашку готовым в любую минуту запустить «летающих курьеров» корпорациям на расширение деятельности. Среди таковых — компания Amazon и интернет-гигант Google, в ближайшие 2-3 года рассчитывающие перейти к эксплуатации не только воздушных, но и наземных беспилотников в виде самоуправлямых автомобилей. Испытания автономных машин компания Google проводит на дорогах США с 2014 года, собрав убедительную для прогнозирования грядущего успеха будущей отрасли статистику дорожно-транспортных происшествий, включающую пока только два дорожных инцидента.

Третьим немаловажным препятствием на пути развития новейшей отрасли становится законодательная база в части охраны частной собственности и личной жизни, напрямую затрагивающая правительственные здания, территории и известных обществу людей — артистов, политиков и шоуменов. В период массового появления в продаже доступных по цене летательных устройств с дистанционным управлением, способных нести на себе видеокамеру, количество правонарушений, связанных с незаконной съемкой защищенной территории, в мире резко возросло. Наиболее громкими стали инциденты в американском Белом доме, на территорию которого неоднократно проникали управляемые простыми обывателями беспилотники с закрепленными на них камерами. Расследование Службы безопасности президента США установило, что во всех случаях нарушителями спокойствия сотрудников президентской администрации двигало простое человеческое любопытство, защититься от которого предстоит законодательной власти в ходе обсуждения новых нормативных документов с описанием процедуры применения подобных устройств.

Сотовые операторы

В ходе проходящей в эти дни в России выставки передовых технологий в области безопасности и обороноспособности страны специалисты холдинга «Росэлектроника» представили уникальную разработку — защитный комплекс «Рубеж», интегрируемый в инфраструктуру мобильных операторов для обнаружения перемещающихся по воздуху объектов. Оборудование комплекса устанавливается на многочисленные сотовые вышки — базовые станции операторов, «разбросанные» по всей территории страны, отслеживая изменения излучаемого передатчиками электромагнитного поля. Законы физики «диктуют» простейший способ обнаружения летающих объектов в воздушном пространстве страны — с помощью фиксации изменений поля разработанная российскими специалистами программа устанавливает точное местонахождение летательного аппарата. Помогают в этом метод триангуляции, когда обнаруженные изменения фиксируют близкорасположенные станции мобильных операторов, и эффект Доплера.

С учетом огромного количества сотовых вышек в России, общим числом насчитывающих 250 тысяч станций мобильной связи, после внедрения созданных «Росэлетроникой» технологий удастся создать самую эффективную систему обнаружения и слежения за летательными аппаратами — самолетами, ракетами и… беспилотниками. Эта технология станет недостающим элементом в деле формирования в России работоспособного базиса для повсеместного распространения беспилотных устройств с удаленным управлением, которые сегодня можно применять в сегменте доставки грузов небольших габаритов и массы. Рядовым потребителям остается дождаться внедрения созданной в РФ технологии слежения за «обитающими» в воздушном пространстве аппаратами, что потребует тесного взаимодействия военных и представителей российской «Большой Четверки». Последние, если верить предварительным заявлениям пресс-служб ведущих операторов — МТС и «Вымпелком», согласны на обсуждение вопроса установки предназначенного для оборонного ведомства оборудования комплекса «Рубеж» на базовые станции для проведения комплексных испытаний. Как только окончательная проверка работы разработки ориентированного на военную сферу холдинга завершится, можно будет говорить о предварительных сроках разработки и последующей ратификации законов, регулирующих очень перспективную и давно ожидаемую сферу коммерческой деятельности. Если россиянам удастся интенсифицировать процедуру тестирования «Рубежа», Россия в состоянии обогнать в этом вопросе США, обозначив лидерство в сегменте оперативной доставки малогабаритных грузов, жизненно необходимом для самой большой в мире по протяженности стране.

Евгений Кишьян
comments powered by HyperComments