Автономные такси без водителя: Вопрос доверия к пассажирам

Автономные такси без водителя: Вопрос доверия к пассажирам

Перспектива появления на дорогах самоуправляемых машин ставит перед автоконцернами и потребителями неразрешимые задачи.

Driverless_Taxi_Question_Passengers_Confidence

Подавляющая часть населения планеты фактически свыклась с мыслью о скорейшем появлении нового класса автомобилей — лишившихся органов управления — руля и педалей, самоуправляемых авто, способных полностью заместить сегмент такси. Оснащенные автономными автомобилями таксопарки обеспечат владельцам сервиса колоссальные прибыли, лишенные главного недостатка современных сервисов вызова машины для поездки по городу — необходимости платить заработную плату «живому» водителю. Отнимающая львиную долю выручки расходная статья исчезнет из структуры расходов компаний, владеющих самоуправляемыми таксомобилями — способность работать в круглосуточном режиме без перерывов на обед обеспечивает таким транспортным средствам наивысшую привлекательность с точки зрения коммерции, чем не преминули воспользоваться западные инвесторы. К настоящему моменту в США и Азии стартуют крупные и не очень кампании по проверке способности самоуправляемого авто выполнять функции частного извозчика без участия человека, чтобы запланировавшие в модельном ряду выпуск автономных моделей автопроизводители успели доработать технологии и создать отвечающее жестким требованиям притязательных потребителей программное обеспечение.

Какие плюсы и минусы принесут с собой автономные такси без водителя? Ответ на этот вопрос состоит из нескольких выгодных и не слишком удобных для обывателей пунктов, особенно когда дело касается фактора доверия в отношении пассажиров. Если привыкшие к многочисленным электронным гаджетам и «умным» устройствам потребители с нетерпением ожидают скорейшего «прихода» принципиально нового класса колесной техники, привлекающей потребительское сообщество невероятной новизной и открывающимися возможностями, то сами «поумневшие» автотранспортные средства вряд ли сегодня могут «довериться» пассажирам. На этом вероятные проблемы не заканчиваются.

Рабочие места

Появление самоуправляемых машин на автомобильных дорогах угрожает целой бизнес-индустрии повальным банкротством рыночных игроков и ростом безработицы — отсутствие потребности в найме водительского персонала приведет к увольнению ставших ненужными водителей такси и грузовых автомобилей, после внедрения «умной» электронной начинки способных доставлять грузы в круглосуточном режиме в любую погоду без присутствия человека в кабине. Число потенциальных безработных, которым предстоит искать новую работу после увольнения, эксперты сегодня прогнозировать отказываются — эта цифра напрямую зависит от объемов производства новых авто, лишенных привычных для сегодняшних автомобилистов органов управления машиной. Потребность в «живых» водителях в течение одного-двух десятилетий после запуска массового выпуска таких автомашин сведется к нулю, что резко снизит количество доступных рабочих мест в развитых и развивающихся странах, готовых перейти на применение принципиально нового вида транспорта.

Самый сильный удар самоуправляемые автомашины нанесут по сегменту перевозок — и пассажирских, и грузовых, и грузопассажирских. Для рядового потребителя такая перспектива выглядит очень радужной — стоимость услуг извоза после преодоления этапа новизны устремится вниз, в конечном итоге опустившись до минимально допустимого ценового показателя. Главные критерии для падения цен — востребованность услуги среди населения и присутствие конкурентов в конкретном регионе. Если с первым фактором проблемы отсутствуют, то рассчитывать на развязывание жесткой конкурентной борьбы между готовыми биться за каждого клиента компаниями в ближайшее десятилетие уже не приходится — достаточное для формирования конкуренции количество таксомоторных парков, полностью оснащенных автономными такси, появится совсем нескоро. Первые попытки запустить самоуправляемые такси на линии с ограниченным числом доступных маршрутов автоконцерны, участвующие в гонке за временем, запланировали на 2018 год. Массовое производство таких автомобилей для насыщения рынка ожидается не раньше 2025-2030 года, то есть ждать низких цен на перевозку пассажирам предстоит как минимум 20 лет.

Доверие

Однако наиглавнейшей проблемой, возникающей при появлении автономных такси без водителя, становится вопрос доверия к пассажирам, «несущим» в себе целый комплекс серьезных осложнений. Если технологические трудности, связанные с механизмом коммуникации электроники и живого человека, автопроизводители совместно с участвующими в разработке новейших технологий специалистами пообещали решить, то с принципами общечеловеческой морали и субъективными факторами человеческого поведения автоматика и самая «умная» электроника ничего сделать не в состоянии. Речь идет о поведении пассажира, усевшегося в приехавшую по вызову пустую машину, которую по автодорогам заставляет двигаться специально запрограммированный компьютер. В обычных условиях пункт назначения вызывающий транспорт потребитель называет сотруднику диспетчерской службы, принимающей звонок, при этом у него остается возможность назвать адрес сидящему за рулем таксисту. Что делать, если между автоматикой и «живым» пассажиром возникают трудности при наведении коммуникативных мостов? Например, из-за незнания нуждающимся в доставке по определенному адресу человеком языка страны пребывания, что сегодня иностранец вполне может компенсировать передачей написанного на бумажке или в смартфоне адреса или сильной жестикуляцией.

Но даже не это становится ключевой проблемой автотранспорта будущего — главные трудности создатели самоуправляемых авто испытают в типичных для таксистов ситуациях — при доставке подвыпившего клиента по внезапно забытому адресу, расположенному «где-то там, за тем домом направо» или обычном в российских реалиях вандализме. Желание привыкшего ко вседозволенности в отсутствие внимания других людей человека забрать «на память» кусочек сверхсложного технического средства побороть весьма сложно, даже при условии оснащения всех автономных таксомоторов десятками наблюдающих за пассажирами видеокамер. Во-первых, это неприятно увеличит себестоимость производства нового вида такси, а во-вторых, в большинстве стран действуют законы о неприкосновенности частной собственности и личной жизни. Каким образом будут решаться эти насущные вопросы, пока остается только догадываться. Как и о перспективе перевозки автономными такси клиентов, внезапно столкнувшихся с острым желанием уделить «свободное» время поездки до точки назначения удовлетворению своих сексуальных потребностей, устраивая на заднем сиденье автомобиля без водителя настоящее «нетелевизионное» шоу.

Артем Сорокин
comments powered by HyperComments