Как туристический сбор и Турция повлияют на курорты РФ

Как туристический сбор и Турция повлияют на курорты РФ

О влиянии решений властей РФ на ситуацию в российских курортных зонах эксперты заговорили сразу после появления новостей об изменениях.

Tourist_Fee_Opened_Turkey_Question_Future_Russian_Tourist_Industry

В воскресенье стало известно об официальном подписании основополагающего для турецкого туристического направления документа, открывающего российским авиакомпаниям доступ к механизму отправки чартерных рейсов в Турцию, премьер-министром страны Дмитрием Медведевым, что моментально спровоцировало бурные дебаты в экспертной среде. Основанием для «волнений» послужили последние решения правительства России в части инфраструктурных и налоговых изменений в сфере туризма — ранее глава государства выразил положительное мнение о предложении руководства южных регионов России ввести специальный туристический сбор, способный серьезно помочь развитию туризма в ряде субъектов страны. В частности, Ставропольском, Краснодарском, Новороссийском и Крымском регионах, после закрытия авиасообщения с Египтом и Турцией превратившихся в своеобразные «заменители» зарубежного отдыха для россиян. Однако столь ли позитивными окажутся сдвиги в финансово-экономической сфере после введения нового налогового сбора с туристов и открытия чартерного авиасособщения с Турецкой Республикой, попробуем выяснить на практических примерах.

Угроза инфляции

Первое, что вызывает серьезные опасения у экономистов — предпосылки для стремительного роста инфляции в российской турсфере — появление туристического сбора в счетах за проживание в отелях и гостиницах подтолкнет инфляционный показатель за счет увеличения стоимости проживания, что негативно отразится на стремлении россиян отдыхать внутри страны. Представители турбизнеса уже высказали уверенность в необходимости повышения стоимости гостиничных услуг после введения допсбора, который, по предложениям инициативной группы, должен составлять 3% от цены тура. Перекладывать дополнительные расходы на «содержание» отдыхающих владельцы гостиничных комплексов и домов отдыха явно не намерены — если сбор составит 3% от стоимости их услуг, цена проживания вырастет на 4-5%. Других вариантов для дальнейшего развития данной ситуации попросту нет, на что указывают длящиеся на протяжении последних 6-ти лет обсуждения в нижней парламентской палате — идею о внедрении специального тарифного сбора с отдыхающих власти обсуждают с 2010 года.

Этап «углубленного» изучения этого предложения начался в конце 2015-го, когда после трагического инцидента на сирийско-турецкой границе был сбит российский самолет-бомбардировщик Су-24М, после чего Москва приняла официальное решение временно прекратить авиасообщение с Турцией. Закрытый на неопределенный срок популярный туристический маршрут спровоцировал массовый переток отдыхающих на другие направления, по большей части, предлагающие отдых на юге России. Исчезновение главных конкурентов с внутрироссийского рынка «расслабило» представителей российского турбизнеса, решившего пожинать плоды свалившегося «с небес счастья» на протяжении всего доступного времени, пока возвращение Турции и Египта в список доступных для отдыха направлений не вынудит владельцев бизнеса предпринять реальные шаги в рамках конкурентной борьбы с зарубежными курортами. Как и следовало ожидать, стоимость туров в Крым, Краснодар или Сочи резко возросла, при этом качество обслуживания постояльцев гостиниц осталось на прежнем низком уровне.

Введение дополнительной финансовой нагрузки на туристический сектор, который последний «взвалит» на потребительские плечи сразу после подписания соответствующего документа федеральными и региональными властями, окажет резко негативное влияние на общую ситуацию в сфере туризма. Особенно, если речь зайдет о сборе 3% от общей стоимости турпутевок, чего в практике других государств, активно применяющих такое средство для пополнения отвечающих за инфраструктуру для туристов статей бюджетных расходов, попросту нет. В большинстве европейских стран, включая популярные среди россиян Турцию и Египет, взимается единовременный сбор в размере от $1 до $3 с туриста, тогда как правительство России по инициативе предпринимательского сообщества рассматривает вопрос внедрения ежедневного сбора. Так, первая редакция изменений предполагает взимание от 50 до 100 рублей с отдыхающего в день, что в пересчете на среднее время нахождения в курортном регионе превращается в 1-2,8 тысячи. На этом фоне угроза инфляции станет основополагающим сдерживающим фактором для внедрения предложенных президентом страны изменений.

Сервис на уровне западного

Единственный шанс улучшить позиции внутрироссийских курортов в сравнении с иностранными, в первую очередь египетскими и практически вернувшимися в «wish-лист» россиян турецкими, — повысить качественные показатели предлагаемого отельерами и санаторно-курортными зонами отдыха сервиса. Добиться хороших показателей самостоятельно турбизнес не в состоянии — охвативший страну финансово-экономический кризис и падение покупательской способности граждан мешают появлению перспективных бизнес-планов и готовых вкладывать миллиарды в российский рынок инвесторов. Неприятное с потребительской точки зрения воздействие на ситуацию оказывает и «расслабленное» состояние предпринимательской среды в сфере туризма — отсутствие альтернатив внутрироссийскому отдыху для подавляющей части населения России сдерживает инвестиционные проекты, ведь лишенные возможности отдыхать за рубежом туристы из РФ в любом случае отправятся в расположенные на территории собственного государства зоны отдыха.

Однако подписанный Медведевым документ открывает «ящик Пандоры», негативно воспринятый представителями туриндустрии — восстановление туристического потока в Турцию лишает владельцев гостиничных комплексов в Сочи, Ставрополье, Крыму, и Краснодаре внушительного куска финансового «пирога». Если полученные Москвой официальные заверения Анкары в обеспечении должного уровня безопасности для прибывающих из России туристов будут положительно восприняты в Кремле, возобновление чартерного авиасообщения с ситуативным союзником автоматически отодвинет упомянутые регионы вниз списка приоритетных направлений для организации летнего путешествия. Отток отдыхающих вынудит российских бизнесменов активнее заняться вопросами улучшения сервиса и качества обслуживания. На первые места встанет и вопрос оптимизации расходов, чтобы обеспечить собственным и иностранным туристам привлекательный в сравнении с более выгодными сегодня египетским и турецким направлениями ценник на туристические услуги в РФ.

Другими словами, восстановление чартерного авиационного сообщения с Турцией благоприятно отразится на состоянии туристического комплекса России, которому даже после введения курортного сбора придется активно бороться с искусственно «подогреваемыми» темпами роста инфляции в угоду собственным экономическим интересам. Серьезное влияние на эту сферу окажет и окончательное решение правительства в части определения работы механизма взимания курортного сбора — если предложение бизнеса о добавлении к налоговой базе 3% с суммарной стоимости путевки будет принято за основное, рассчитывать на быстрое приведение туриндустрии в порядок вряд ли придется. Выглядящие на бумаге красивыми объемы предполагаемых поступлений в региональные бюджеты в размере от 4 млрд рублей в год, если речь идет о Крыме, или 860 млн в отношении Ставрополья на деле приведут к снижению спроса на внутренние направления отдыха. А после возвращения в перечень доступных для покупки туров Египта заполненные «под завязку» в 2016 году курортные регионы России снова окажутся не у дел, полностью исчезнув из списка востребованных среди россиян ввиду завышенных цен и беспрецедентно низкого по сравнению с зарубежными гостиницами качества обслуживания туристических маршрутов.

Андрей Александров
comments powered by HyperComments