Беспилотное будущее России от КамАЗа

Беспилотное будущее России от КамАЗа

Российский производитель грузовых автомобилей и специализированных машин обрисовал перспективы развития автономного транспорта в РФ.

KAMAZ_Introduced_Russian_Developed_Electric_Self-Driving_Bus_12_Passengers

Каким окажется беспилотное будущее России, путем анонсирования запуска перспективного проекта автономных 12-местных автобусов российской сборки продемонстрировал автоконцерн КамАЗ. Согласно официальному пресс-релизу производителя грузовиков и спецтранспорта, уже в 2018 году в России начнут ездить беспилотные автобусы под названием «Шатл», наименование которых практически идентично другому проекту автоматизированных многоместных автомобилей «родом» из Соединенных Штатов Америки. Напомним, что в первой половине июня американский стартап Local Motors представил автономный электроавтобус «Шаттл» вместимостью 12 человек, практические испытания которого на дорогах Вашингтона стартуют в ближайший месяц. Полностью электрифицированный и лишенный водительского места мини-автобус предполагается использовать в крупных городах на коротких маршрутах. Впоследствии, по задумке компании-разработчика, американские мини-автобусы «Шаттл» заменят такси, органично вписываясь в существующую транспортную инфраструктуру заокеанской державы. Российский ответ на разработку США придется ждать полтора года, однако спектр возможностей у создающейся в сборочных цехах российского автогиганта автопилотируемой машины для перевозки более десятка пассажиров выглядят привлекательнее.

Представленный официально автономный микроавтобус «Шатл» от КамАЗа становится наглядным предвестником настоящего беспилотного будущего России, с учетом огромных расстояний и развитой дорожно-транспортной инфраструктуры способным решить стратегическую задачу современной сферы торговли — дешевую доставку товаров в кратчайшие сроки. Если говорить о показанном на презентации автоконцерна в рамках Московского международного автосалона автобусе, то о его характеристиках и технических особенностях пока мало известно. Короткая презентация демонстрирует радужные перспективы — снабженный роботизированным управлением и «умной» электроникой микроавтобус способен самостоятельно передвигаться по городским улицам при любой интенсивности автомобильного движения, с помощью удаленного облачного сервиса прокладывая маршрут движения по наименее загруженным участкам автодорог. Оценка окружающей обстановки и обеспечение безопасности пассажиров осуществляется с помощью установленных в обшивке кузова сенсоров — лидаров, видеокамер и ультразвуковых датчиков, предупреждающих «мозг» машины о приближении к препятствию.

Вызов пока только концептуального беспилотного автобуса КамАЗа с «космическим» названием «Шатл» пассажиры будут осуществлять с помощью мобильного приложения, установленного на смартфоне или планшете. Получив данные со встроенного в мобильном устройстве датчика геолокации, «умный» микроавтобус самостоятельно доберется до «клиентов», а затем доставит до нужной точки на карте. Последними занимается российский интернет-гигант — компания «Яндекс», обладающая собственным интернет-сервисом с детальными картами местности. Предполагается, что российский автономный микроавтобус будет работать по принципу создающихся на Западе беспилотных электромобилей — ориентироваться на местности и «находить» нужную трассу при помощи загруженных в память автомобиля карт. Такие карты должны обладать максимальной детализацией с указанием точного местоположения дорожных знаков, ограничителей и светофоров с обязательным нанесением дорожной разметки. Актуализировать картографическую информацию предполагается через постоянное подключение к сети Интернет — обновленные данные скачиваются автоматически непосредственно во время движения.

Первый этап внедрения полноценно роботизированных автобусов КамАЗ рассчитывает провести в пределах ограниченных пространств — в 2018 году пилотная партия микроавтобусов «Шатл» российского производства появится в пока немногочисленных бизнес-парках и выставочных центрах столицы России, ряде наукоградов и в аэропортах. 12-местные беспилотные электрокары будут развозить участников и посетителей выставок, прибывших на экскурсии туристов и обеспечивать сотрудников наукоградов комфортным средством передвижения по кампусу. Похожие испытания проводят и американские конкуренты россиян — мини-автобус «Лолли» с автономным управлением и электродвигателем вместимостью 12 пассажиров в ближайшие 2 года станет основным транспортом в научных и учебных заведениях США. Ограниченные расстояния обусловлены техническими ограничениями — современные электромобили из-за недостаточной емкости аккумуляторных батарей способны преодолевать на одном заряде аккумуляторов до 40-60 километров. С учетом длительной зарядки, запускать такие автобусы по протяженным маршрутам слишком накладно — уже после первого круга электрокар придется на 5-6 часов подключать к зарядной станции.

Каким образом КамАЗ решит проблему автономности собственной разработки, удастся выяснить только после появления мелкосерийных микроавтобусов «Шатл» на реальных, пусть и коротких, автомагистралях. При этом дальнейшие перспективы развития новой для автомобилестроения отрасли представители компании озвучивают уже сегодня — впоследствии беспилотные грузовые и пассажирские автомобили в России займутся доставкой грузов и людей на дальние дистанции, в том числе в опасных для человека или трудных с технической точки зрения условиях. Например, на Крайнем Севере или в условиях полного бездорожья, когда разрабатываемая сегодня КамАЗом система автономного управления без привязки к точным картам местности позволит отправлять грузы из точки А в пункт Б вне зависимости от их фактического месторасположения и наличия полноценного дорожного полотна. Пока использование автономных автомобилей компаниями-производителями рассматривается только в перспективе их применения в крупных населенных пунктах — ездить вне отрисованных на детальных картах дорог управляемые компьютером машины попросту не умеют. В отличие от западных специалистов, российский автопроизводитель изначально поставил задачу обеспечить оборонный комплекс страны роботизированными грузовиками, не нуждающимися в скрупулезно прорисованных картах и дорогах вообще.

Если совместить представленную на ММАС-2016 концептуальную модель автобуса «Шатл» с беспилотным управлением и запланированное на 2018 год создание автономного грузового автомобиля КамАЗ с привычным для этих грузовиков дизельным или бензиновым двигателем, то вскоре стоит ожидать появления более «продвинутых» версий «робомобилей». В частности, отработанная с помощью 12-местных микроавтобусов на электротяге система взаимодействия автономного транспорта с пассажирами и другими участниками дорожного движения поможет разместить «умную» начинку в серийный автомобиль или многоместный автобус. Запуск последних по городским маршрутам поможет серьезно снизить финансовую нагрузку на перевозчиков, избавляющихся от необходимости платить высокую заработную плату водителям. Аналогичным образом решается и проблема грузоперевозок — лишенный необходимости останавливаться на сон «робомобиль» с точностью до минуты доставит груз к указанному адресу, корректируя время прибытия прямо во время езды, — компьютеризированная система в режиме реального времени рассчитает его с учетом всех сопутствующих факторов и «встреченных» на дороге пробок.

Возвращаясь к продемонстрированному в Москве концепту уже находящегося на испытаниях автобуса, стоит отметить известные на сегодня характеристики «умного» транспорта. Скорость движения российского «Шатла» по дорогам ограничена 25 километрами в час, при этом микроавтобус обладает повышенной маневренностью — все четыре колеса являются поворотными. Изначально создатели заложили два варианта изготовления беспилотного автобуса — в переднеприводном и полноприводном исполнении, в зависимости от поставленных заказчиком задач. В рамках запуска массового производства сборка недорогого композитного кузова, устанавливаемого на цельнометаллическое основание, может осуществляться в объеме до 1000 единиц в год. Примерная стоимость пассажирского КамАЗа пока остается загадкой, точные данные по себестоимости выпуска «Шатлов» производитель пообещал озвучить ближе к дате запуска малосерийного производства мини-автобусов на электротяге.

Олег Нестеров
comments powered by HyperComments