Денег нет и не будет: США бросили Украину

Денег нет и не будет: США бросили Украину

Обострение политического противостояния РФ и Америки на фоне успехов дипломатии Кремля на Ближнем Востоке отразилось и на российском соседе.

US_Refused_Finance_Ukraine_Due_Lack_Money_Political_Defeat_Fight_Russia

Озвученное в интервью с журналистами украинского издания The Ukraine Business Journal американским полпредом в Киеве Джеффри Пайеттом заявление об отсутствии у Украины потребностей в заемных средствах в связи со «стабильной валютой и достаточными резервами» вызвало шквал обсуждений в социальных сетях и на информационно-аналитических площадках. Слова курирующего Незалежную дипломата из Америки явственно подтверждают высказанное некоторыми аналитиками утверждение о полном отсутствии у Запада денег для финансового насыщения экономики Украины, столь ожидаемые еще с начала 2015 года киевскими властями. Напомним, что согласованные в 2014 году кредитные транши Международного Валютного Фонда после третьей по счету выплаты в 2015-м резко прекратились, вызвав опасения скорого коллапса экономической системы соседнего государства из-за «иссушения» потока критических важных финансов. Теперь о полном закрытии программы финансирования украинского государства на самом высшем уровне заговорил официальный Вашингтон, что демонстрирует окончательное закрытие крайне важного для американцев геополитического проекта.

Что послужило основанием для заявления о том, что денег нет и не будет — обозначение реальной финансово-экономической ситуации на Западе или принятое в США решение «бросить» Украину? Чтобы ответить на этот вопрос, потребуется выяснить, настолько ли стабильна украинская валюта, и достаточны ли финансовые резервы для позитивных сдвигов в экономике. Четкой демонстрацией обозначившихся за последние 2 года тенденций становится статистика по потерям ВВП Украины за минувшие 4 года. Согласно официальному отчету Министерства экономики страны, валовый продукт государства в период с 2012 по 2015 года сократился на $98 млрд, что соответствует двукратному падению ВВП. Основное падение зафиксировано в 2014-2015 годах, тогда как в 2012-2013-м экономика Незалежной росла умеренными темпами. Смертельный удар по внешнеторговому обороту нанесли ухудшившиеся взаимоотношения с Москвой, в 2014 году инициировавшей введение ограничительных мер в отношении поступающей с территории соседа продукции, в первую очередь, представляющих товары агропромышленного и сельскохозяйственного отраслей.

Другими словами, в период 2014-2015 годов Киев столкнулся с критичным для государства падением ВВП, обрушившимся на фоне разворачивающихся в стране волнений и роста социальной напряженности. Усугубила обстановку и проводимая на Востоке «антитеррористическая операция», вынудившая власти нарастить расходы на военно-промышленный комплекс. Практически ежеквартальный рост тарифов, предусмотренный достигнутыми с руководством МВФ соглашениями в рамках программы вывода страны из глубочайшего финансово-экономического кризиса, и потеря рынков сбыта ведут к окончательному разрушению важнейших для экономики государства отраслей — сельского хозяйства, металлургической и тяжелой промышленности. Некогда крупнейший экспортер сельхозпродукции лишился главного покупателя — внутрироссийского потребителя, что теперь вынуждает украинцев распродавать зерно по бросовым ценам третьим странам. Предусмотренные Соглашением об ассоциации с Евросоюзом квоты на ввоз украинской продукции в Европу эксперты назвали «издевательскими» — предельного лимита по поставкам украинцы достигли уже в первом квартале 2015-го, а затем и 2016 года.

Чтобы оценить масштабы кризиса, достаточно вспомнить о показателях ВВП Незалежной в «докризисный» период. Так, в 2013 году он достиг $183 млрд, а в 2014-м сократился до $131,8 млрд. Отметим, что в «докризисном» 2012-м, с которого украинский Минфин ведет отсчет текущей динамики падения, ВВП составлял $175 млрд, то есть незадолго до свержения законной власти Виктора Януковича оппозиционным режимом Петра Порошенко страна находилась на этапе улучшения ключевых экономических показателей. После появления в Киеве правительства Порошенко объем валового продукта начал сокращаться умопомрачительными темпами — уже в 2015-м показатель ВВП снизился до $90,6 млрд. Анонсированный финансовым ведомством Незалежной «рост экономики» на 0,6% в по итогам текущего года соответствует прибавке в размере полутора сотен миллионов американских долларов. По сравнению с 2013 годом, когда страной управлял теперь уже бывший президент Янукович, такой «рост» вряд ли можно назвать «важнейшим этапом в развитии государства», как его сегодня преподносят киевские чиновники в многочисленных интервью местным изданиям.

На чем основано утверждение в «отсутствии необходимости в кредитах МВФ», которое Пайетт озвучил на этой неделе? Исходя из финансово-экономической статистики страны-соседа, говорить о правдивости слов американского дипломата категорически нельзя, поэтому стоит обратиться ко второй части высказывания посла. В ней речь зашла о Москве, которая «взяла на себя ряд обязательств и будет их исполнять». О каких обязательствах Кремля перед Киевом или Вашингтоном идет речь, постпред США на Украине не уточнил, при этом сформировавшаяся в мире геополитическая обстановка четко указывает на отсутствие точек соприкосновения кремлевской и американской внешней политики. Обострение конфронтации на Ближнем Востоке и подключение к антитеррористической кампании в Сирии на стороне РФ Китая — старого российского союзника, вызвало нервную реакцию в вашингтонском Белом доме. Уповать на существование договоренностей между Москвой и Америкой по вопросу финансового обеспечения обнищавшей Незалежной уж точно не стоит. На этом фоне аналитики обозначили два варианта причин, побудивших Пайетта буквально открытым текстом «помахать украинцам ручкой».

Первая связана с развернувшейся в США предвыборной гонкой, в которой лидирующую строчку рейтингов занимает кандидатка от Демократической партии Хиллари Клинтон. На пятки ей «наступает» бизнесмен Дональд Трамп, с которым Россия связывает надежды на улучшение геополитической ситуации после заступления в должность представителя Республиканской партии Америки. Разница между претендентами составляет незначительные 0,6%, которые в рамках предстоящих президентских выборов в ноябре 2016 года легко могут превратиться в победу Трампа. Сворачивание американской антироссийской кампании, в которой Америка «интенсивно» использовала украинское государство в качестве «тарана», может быть результатом критической оценки исхода голосования среди американцев. Если экс-госсекретарь Хиллари Клинтон проиграет выборы на пост президента, главой заокеанской державы станет лояльно настроенный в отношении Кремля миллиардер, готовый строить внешнюю политику США «на основе взаимных договоренностей», а не с позиции «насильственного насаждения основ американской демократии за пределами страны».

Вторая причина, способная побудить американцев отказаться от финансирования сегодняшнего киевского режима — предстоящий проигрыш в суде в рамках судебного разбирательства по вопросу выплаты России долга в размере $3 млрд. Позиции Киева, заявившего отказ в выплате «долгов предыдущего правительства», юристы называют «ничтожными» — официальный приобретатель выпущенных украинским Национальным Банком долговых облигаций под гарантии британской биржи имеет 100%-ные шансы на благополучное на истребование задолженности вместе с непогашенными процентами по использованию заемных средств. Последние достигают $75 млн, в дополнение к которым суд вправе присудить выплату штрафа за длительную просрочку. После того как Россия выиграет упомянутый суд, отстраиваемая американцами на протяжении последних десятилетий схема давления на Москву обрушится, что станет результатом полученной россиянами уверенности в результативном отстаивании собственных интересов в зарубежных судебных инстанциях. Вслед за делом о $3 млрд украинского долга европейские суды приступят к рассмотрению вопроса взыскания с «Нафтогаза» задолженности по контрактным обязательствам за невыкуп обозначенных в межгосударственном Соглашении с «Газпромом» объемов газа. Здесь сумма долга может составить $25 млрд, что в совокупности с трехмиллиардной задолженностью по облигациям превысит треть объема ВВП государства-соседа.

Есть и третья вероятная причина отказа американцев от «украинского проекта» — реальное отсутствие денег на обеспечение потребностей 40-миллионной «страны-марионетки», содержание которой обходится Вашингтону во внушительную сумму. Ряд экспертов настаивает, что затягивание направленного против РФ проекта американцев привело к полному истощению предусмотренной для этого части американского бюджета — «закрыть вопрос» с Незалежной, которая должна была еще в 2014 году «вернуть Крым» и вступить в войну со «страной-агрессором» в рамках подтверждения заявлений Запада о «необузданных империалистических планах российского лидера Владимира Путина», Вашингтон рассчитывал еще год назад. После победы «американской демократии» обеспечивать нищую страну-соседа деньгами должна была Москва, где по итогам реализации очередной «цветной революции» по американским лекалам к власти предполагалось привести проамериканское правительство.

Михаил Петров
comments powered by HyperComments