ФАС против Apple: Уход с рынка России или падение цен?

ФАС против Apple: Уход с рынка России или падение цен?

Открытое в отношении крупнейшего американского производителя мобильных устройств антимонопольное производство вызвало споры в СМИ.

Russian_Anti-Monopoly_Agency_Opened_Case_Against_Apple_Price_CollusionСогласно озвученной в понедельник представителем российской Федеральной антимонопольной службы информации, в отношении корпорации Apple ФАС возбудил дело в части попытки манипулирования рыночными ценами путем установления единой стоимости на представленную в России продукцию. Напомним, что вопросы у «антимонопольщиков» к деятельности представительств американской компании в стране появились после анализа рыночной ситуации, в результате чего были выявлены предпосылки для организации на территории государства скоординированного ценового сговора. Присутствующие на магазинных полках смартфоны и планшеты с «яблочным» брендом на упаковке продаются в различных торговых точках по фиксированной цене, что напрямую противоречит нормам антимонопольного законодательства. По результатам возбужденного делопроизводства руководству зарегистрированной в Соединенных Штатах Америки компании грозит предписание на «освобождение цен» и наложение крупного денежного штрафа за попытку манипулирования рынком.

В средствах массовой информации разворачиваются обсуждения предполагаемого исхода противостояния ФАС и Apple, по итогам которого последняя может уйти с рынка России или «уронить» цены. Во втором случае представляющие американцев российские ритейлеры получат преференции в части установления отпускной стоимости для поступающей в РФ продукции, спровоцировав соответствующую текущим рыночным условиям конкуренцию. Это приведет к значительному снижению цен на продукцию Apple, чего на протяжении последних лет очень сильно ждут потребители в РФ. Стоит отметить, что на «родном» американском рынке компания-производитель известных «яблочных» гаджетов линеек iPhone и iPad, а с недавних пор еще и продукции под маркой Apple Watch, действует схожими с российскими методами — устанавливает четко регламентированные цены на товары с брендом в виде надкусанного яблока. При этом регуляторные органы США не обращают никакого внимания на скоординированное из штаб-квартиры компании-производителя установление ценников в американских магазинах.

Более неблагоприятный исход для россиян — уход Apple с рынка России после получения неудобного для американцев предписания ФАС. Снятие ограничений на ценовое регулирование приведет к стремительному падению прибыли ритейлеров, по разным оценкам сегодня получающих до 30% от стоимости реализуемой продукции в розничных сетях. Исчезновение серьезного финансового стимула спровоцирует резкое уменьшение количества фирменных салонов купертинской корпорации на территории России, что приведет к падению оборотов производителя и сокращению продаж. Эксперты отмечают, что вслед за Apple под «пресс» ФАС попадут и другие американские товаропроизводители, привыкшие действовать на российском внутреннем рынке по аналогичным принципам — через фиксацию отпускных цен на определенном уровне.

Андрей Александров
comments powered by HyperComments