Pokemon GO — программа-шпион или обычная игра?

Pokemon GO — программа-шпион или обычная игра?

Вопрос «идентификации» способностей стремительно набирающей популярность игрушки становится в эти дни особенно актуальным.

Mobile_Ad_Pokemon_GO_Electronic_Spy_Or_Interesting_Game

Обострившаяся конфронтация между Россией и Западом провоцирует возникновение всевозможных конспирологических версий вокруг набравшей бешеную популярность игры Pokemon GO для смартфонов и планшетов, которую ряд экспертов успел заочно окрестить программой-шпионом, работающей в пользу иностранных разведслужб. Поводом для этого послужили технические особенности программного продукта, использующего для формирования внутриигровой ситуации встроенную в мобильное устройство камеру вместе с интегрированным датчиком геолокации. Интерес ко все возрастающей популярности приложения проявили даже крупные политические фигуры, включая надзорное российское ведомство. В частности, президент Венесуэлы Николас Мадуро высказался в отношении программы крайне категорично, назвав ее изобретением, стимулирующим «у молодежи культуру убийства». Вразрез позиции венесуэльского президента Роскомнадзор призвал не сгущать краски, обозначив реальные технические возможности продукта «стремлением разработчиков заработать деньги».

Чтобы оценить, насколько опасения о повышенной опасности для пользовательских данных при игре в Pokemon GO — программу-шпиона по версии ряда мировых политиков, оправданы с обывательской и технической точек зрения, стоит рассмотреть все сопровождающие невиданную популярность игры аспекты. Первое, на что следует обратиться внимание — сопровождающийся необходимостью поимки интересных покемонов игровой процесс, основанный на технологии дополненной реальности. Именно этот фактор, по мнению руководителя крупнейшей американской корпорации — компании-производителя самых распространенных в мире смартфонов линейки iPhone, становится ключевым в стремительном наборе популярности достаточно простой и не слишком высокотехнологичной игрушкой.

Дополненная реальность

Технологическая основа игры Pokemon GO — дополненная реальность, является перспективным решениям для дальнейшего развития игровой индустрии, к которой стремится поскорее вплотную приблизиться целый ряд крупнейших мировых компаний. О разработках в этой сфере за последний год потребители слышали неоднократно, в том числе из уст представителей компании-разработчика самой популярной операционной системы — Mirosoft. Данная технология серьезно расширяет круг возможностей пользователей, обладающих функционирующими одновременно в виртуальном и окружающем людей реальном мире гаджетами. Созданный одноименной компанией из Японии продукт — приложение Pokemon GO, стало первым массовым решением, позволяющим потребителям «окунуться» в виртуальную реальность без отрыва от «живого» окружения, что и послужило основой для такого фантастического роста популярности игры.

Особенностью технологии дополненной реальности в «покемонах» является использование программным обеспечением установленного в гаджет оборудования — встроенной видеокамеры и датчика геопозиционирования, данные с которых отправляются на сервера компании-разработчика. Этот факт становится главным в попытках назвать Pokemon GO программой-шпионом — с помощью полученных сведений разработчики выявляют очень точное местоположение владельца устройства, и получают четкое изображение окружающей обстановки. Постоянная работа камеры, что помогает совмещать несуществующий и реальный мир на экране смартфона или планшета, обеспечивает компанию-правообладателя достоверными изображениями местности, что, по версии ряда экспертов, позволит в будущем актуализировать созданные электронные карты с возможностью их «расширения» до полностью трехмерных.

Одна из многих

Сегодня на рынке мобильных приложений есть сотни, а то и тысячи программных решений, чья работа основана на взаимодействии с пользовательскими датчиками в устройствах, включая определяющий месторасположение устройства сенсор и обе доступные видеокамеры — тыловую и фронтальную. При этом ни одна из таких программ не вызвала повышенного интереса у общественности к потенциальным возможностям передачи конфиденциальных данных третьим лицам, что действующим в России законодательством категорически запрещено. Еще до ратификации нашумевшего «пакета Яровой», представляющего собой комплект антитеррористических законов, правительство страны приняло законодательный акт, запрещающий иностранным компаниям хранить и обрабатывать полученные от российских пользователей сведения за границами РФ.

Если создатели игры Pokemon GO рассчитывают добиться успеха на внутрироссийском рынке, им придется руководствоваться существующими положениями законов, отказавшись от перспективы «увода» персональных данных за рубеж. В противном случае компанию-разработчика ждет неприятная встреча с представителями российского надзорного ведомства, успевшего озвучить собственную позицию в отношении популярной игрушки. По словам руководителя Роскомнадзора Александра Жарова, последняя вряд ли является шпионской программой, добывающей конфиденциальную информацию для последующего ее применения разведывательными и специальными службами Запада. Напомним, что создатель игры Pokemon GO — компания Pokemon, 32% акций которой принадлежат известному игроманам производителю игровых продуктов и электронных устройств Nintendo. Сногсшибательный успех созданного силами японцев приложения — абсолютно неожиданный для самих создателей и инициаторов проекта «сопутствующий аспект» в рамках попытки корпорации из Японии улучшить пошатнувшееся финансовое положение.

Программа-шпион или игра?

Итак, чем является многострадальное приложение для мобильных устройств под названием Pokemon GO — программой шпионом или обычной игрой? В техническом плане программный продукт обладает всеми возможностями для сбора, хранения и обработки персонифицированных данных о пользователях, скачавших и установивших игрушку на собственные гаджеты. При этом компания-разработчик серьезно ограничена в вариантах использования этой информации — законодательство большинства мировых держав аналогично российскому, и запрещает передачу этих сведений третьим компаниям, что автоматически исключает вероятность свободного перемещения данных в руки «спецслужбистов». С другой стороны, последние предпочитают работать в «закрытом» режиме, используя доступные законодательные инструменты для получения необходимой информации без обязательного информирования общественности. Если говорить о гипотетическом потенциале программных решений для смартфонов и планшетных устройств с точки зрения шпионской деятельности, то способных превратиться в программу-шпиона приложений сегодня существует огромное множество, и выделять из этой массы Pokemon GO попросту нет смысла.

Что касается россиян и их персональной информации, то здесь Роскомнадзор пообещал вплотную заняться изучением вопроса потенциальной угрозы «увода» этих сведений за пределы России — сразу после официального запуска игры на российском рынке представители ведомства досконально изучат пункты пользовательского соглашения, чтобы убедиться в их полном соответствии с требованиями законодательства. Если предлагаемые пользователям условия использования программного продукта окажутся несоответствующими законам РФ, потребители об этом узнают моментально — распространение игры Pokemon GO в России в этом случае будет категорически запрещено. Соответствующая информация обязательно будет освещаться в средствах массовой информации, за последние дни успевших в буквальном смысле «завалить» читателей массой новостей об интересной новинке, позволяющей с головой окунуться в дополненную реальность без серьезных финансовых затрат.

Если отвлечься от “шпионского” потенциала игрушки, то ее возможности стоит воспринимать только с позитивной стороны — вынуждающая владельца электронного гаджета постоянно перемещаться по городу в поисках покемонов программа превращается в прекрасный инструмент для ознакомления с достопримечательностями города, в котором проживает пользователь. Первые игроки в Pokemon GO из России уже успели поделиться впечатлениями об этой особенности приложения — подавляющая часть потребителей сообщила о нахождении в городе проживания интереснейших мест, о существовании которых без помощи японского “изобретения” они бы даже не узнали. Как минимум, игра заставляет привыкших просиживать часами за компьютером или экраном любимого гаджета жителей страны вставать со своих кресел, и отправляться в длительное путешествие по улицам собственного города с обязательным посещением известных разработчикам достопримечательностей — музеев, театров, административных зданий и других точек на карте, представляющих повышенный интерес для истинного ловца “крутых” покемонов.

Михаил Петров
comments powered by HyperComments