Новости и искусственный интеллект: Как СМИ «дурят» читателей

Новости и искусственный интеллект: Как СМИ «дурят» читателей

Случившаяся в конце XX века «оцифровка» информационного и новостного контента вынудила СМИ обучаться новым способам воздействия на читателя.

Новости и искусственный интеллект

Устремившаяся в Интернет и социальные сети индустрия новостей сталкивается со все возрастающей нагрузкой на «производителей» интересного информационного контента, что вынуждает новостные агентства обращаться за помощью к компьютерным системам или, в частности, искусственному интеллекту. Шутка ли, число ежедневно публикуемых новостей о происходящих в мире событиях попросту зашкаливает — ежедневно только европейские редакторы вынуждены отфильтровывать до 15000 публикаций, чтобы выбрать самые интересные для потенциального читателя. Параллельно с этим редакторским отделам приходится анализировать и оценивать потенциал той или иной части читательской аудитории, чтобы формировать будущие материалы с оглядкой на интересы потребителей, за последние годы по большей части представленных интернет-пользователями. И именно перевод информационного контента в цифровую форму — твиты в соцсетях и новостные сайты с высокой частотой публикаций, позволил серьезно упростить процесс подготовки статей.

Автоматика на вооружении у СМИ

На сегодняшний день количество цифровых «помощников» газетных редакторов, помогающих подобрать нужные материалы для публикации интересных читателям новостей, доходит до десятка. Речь о компьютерных алгоритмах, помогающих анализировать запросы и потребности аудитории, в том числе путем анализа их восприятия прочитанной информации. Например, программное решение Echobox вместе с продуктом под названием Chartbeat позволяют оценить, насколько хорошо читатель реагирует на тот или иной новостной заголовок, причем анализ действий посетителя сайта производится с привязкой ко времени обращения. Обработка полученных данных дает очень ценные сведения для владельцев интернет-ресурса, помогающие подбирать «правильные» заголовки и публиковать новости в наиболее удобное для их прочтения время. Похожими алгоритмами пользуется и ведущее западное издание BBC News, на собственном сайте практикующее применение аналитической программы SocialFlow. Последняя оценивает реакцию пользователей соцсетей на публикуемые анонсы, в автоматическом режиме подбирая оптимальное время дня для размещения статьи в открытом доступе.

Принцип работы программируемых алгоритмов достаточно прост — программные продукты серьезно упрощают жизнь аналитиков, которым приходится отслеживать настроения читателей и их способность воспринимать новости на определенную тематику в текущий момент времени. Созданные человеком алгоритмы отслеживают количество и частоту нажатий на ссылки, ведущие непосредственно к написанной журналистами статье, что дает аналитикам целый пласт нужной информации для дальнейших размышлений над будущими публикациями. Больше того — издания на Западе вскоре полностью автоматизируют процесс подготовки, создания и размещения статистических материалов, например — биржевых или спортивных сводок, передав эту обязанность в «руки» компьютера. Специальное ПО самостоятельно находит, обрабатывает и собирает из обнаруженных кусочков цельный материал, интересный определенной категории посетителей новостного сайта. Основными потребителями продуктов роботизированного редактора станут биржевые игроки, брокеры и брокерские конторы, включая сферу спорта.

Проще говоря, современная индустрия высокотехнологичных решений вкупе с созданным человеком программным обеспечением давно поставила знак равенства между новостью и искусственным интеллектом, помогая новостным агентствам оперативнее реагировать на изменения, и радовать собственную аудиторию наиболее интересной для нее информацией. С привязкой ко времени публикации, местонахождению интернет-пользователя в момент прочтения и его пристрастиям. Любитель проанализировать последние политические события, в свободное время увлекающийся автомобилями, уже не увидит предложения прочитать статью об уходе за домашними питомцами, которых у конкретно этого обывателя дома попросту нет. За правильный подбор тематики при отображении новостного контента теперь отвечает автоматика, полностью лишенная эмоций, и созданная с единственной целью — охватить наибольшую часть потребителей, заинтересовавшихся новостями во время послеобеденного или вечернего отдыха.

Мейнстрим и «захват» аудитории

Но есть у такой автоматизации процесса подготовки новостных материалов и оборотная сторона, влекущая пагубные для потребительского сообщества последствия. Они затрагивают механизм, на который опирается роботизированная система при анализе действий интернет-пользователя во время поиска интересного материала для последующего прочтения. Предусматривающий выполнение строго обозначенных программистами алгоритмов код беспристрастно отбирает слова, фразы и обороты вместе с темами прочитанных статей для последующего анализа собранных данных аналитическими отделами, существующими в каждом уважающем себя агентстве новостей. Полученные сведения применяются для подготовки следующих публикаций, обладающих «отпечатком» размещенных на страницах издания ранее — если в ноябре 2015 года самыми читаемыми были новости о сбитом в Сирии российском бомбардировщике, то в декабре при формировании заголовка новой статьи редакторы будут руководствоваться взятыми из этого контекста фразами и оборотами. Ведь самыми релевантными в предыдущем месяце были слова «Сирия», «Путин», «Су-24», «Турция» и «Россия», что ведет к постепенно формирующемуся однообразию и чрезмерной крикливости озаглавленных для привлечения внимания публикаций.

Чтобы оценить, как работает этот механизм на Западе, достаточно открыть новостные ленты ведущих информационных изданий, чьи материалы в большом числе случаев затрагивают личность российского президента Владимира Путина, противостояние России и Соединенных Штатов Америки на политической арене или события на Ближнем Востоке. Во всех случаях слова «Россия» и «Путин» будут обязательным атрибутом заголовка или аннотации к опубликованной статье, помогая завлечь аудиторию интересными с ее точки зрения сведениями. Даже если суть новости сводится к обсуждению финансово-экономического состояния Великобритании после брексита, то в ней обязательно встретится цитата видного политического деятеля о России или вывод европейского эксперта о «выгодах для РФ и лично Путина от выхода Британии из Союза». Ведь читать неутешительные статистические или финансовые данные о потерях британского бюджета после «разрыва» с ЕС рядовой британец будет реже, чем если вдруг узнает, что российский лидер чуть ли не инициировал проведение общебританского референдума для достижения главной стратегической цели Кремля — развала Европейского Союза.

Именно так сегодня выглядит повестка дня в новостных агентствах Запада, с нечеловеческим пристрастием изучающих модальность поведения читательской аудитории при прочтении представленных в газете материалов с помощью искусственного интеллекта, что для новостей «выливается» в повальную некорректность и несоответствие самой сути публикации заголовку. Однако не этот момент становится ключевым в процессе «оболванивания» читателей, послушно зачитывающихся правильно поданными и «обернутыми» в красивую обложку новостными статьями. Разработанные отдельными западными компаниями программные продукты для анализа реакции читателей на публикуемый контент помогают успешно и очень быстро «наводить» читательское мышление на нужную мысль, являющуюся идеологически «правильной» в контексте освещаемой темы. При помощи отобранного массива данных о предпочтениях и интересах аудитории редактора могут с ювелирной точностью подать политически «верную» информацию конкретному потребителю под соусом его искусственно повышенной заинтересованности.

Для этого достаточно ценителю европейской кухни рассказать о том, к каким негативным последствиям приводит чрезмерное употребление жирного и мясного, в первую очередь, влияющим на способности человеческого мозга. В этом тексте, написанном западным журналистом, обязательным станет упоминание о гастрономических пристрастиях Путина, как известно, предпочитающего традиционную русскую кухню. Кухню, в которой преобладают жирные и мясные блюда, накладывающие негативный отпечаток на употребляющих ее ежедневно людей. В числе которых находится и президент России, очень неполюбившийся своей политикой и геополитическими «замашками» официальным властям в Вашингтоне, что заставит автора материала о европейской кухне создать «идеологически правильный» заголовок, привлекающий внимание каждого увидевшего его европейца или американца. Заголовок, который несомненно одобрит созданная из нулей и единиц программа-анализатор, ставящая высокий балл всему, где упоминается лидер России. И она обязательно поставит высокую оценку статье под названием «Чего не ест Путин: Очищаем организм с помощью блюд европейской кухни».

Михаил Петров
comments powered by HyperComments