Подготовка к каждой Олимпиаде отмечена беспокойством и разногласиями, но Рио-де-Жанейро, наверное, превзошел всех своих предшественников в этом отношении.
На фоне экономического кризиса, импичмента бразильского президента Дилмы Русеф, эпидемии Зика, растущей преступностью и загрязнения воды, городским властям приходится не только бороться с обвинениями в коррупции, некомпетентности и неуравновешенных приоритетах, но и доказывать правильность выбора города для проведения Олимпийских игр.
В этой полемической борьбе руководящие круги – городская администрация и Международный олимпийский комитет – утверждают, что это событие способствует экономическому развитию и повышения мирового статуса хозяина Олимпийских игр. С этим не согласна масса социальных активистов, академиков, политических противников, перемещенных жителей и участники экологических движений, которые считают, что Олимпиада не принесет пользы стране и проводится в интересах богатой элиты.
Но все же, как в действительности Олимпиада повлияет на жизнь 6-миллионного мегаполиса?
Конечно, в течение многих лет одной из самых противоречивых проблем была проблема перемещения: сколько именно жителей были сорваны с насиженных мест в результате строительных проектов, связанных с Олимпиадой 2016, не говоря уже Мировом чемпионате по футболу в 2014 году? Куда их переселили, какую они получили компенсацию и, наконец, кому досталась оставленная ими собственность? По некоторым данным, в Рио были переселены 22,100 семей (в среднем 3,5 человека в каждой семье) в 2015 году, 20,200 семей в 2014 году и 19,200 семей в 2013 году.
Затем есть проблема распределения ресурсов, которая снова вызывает споры. Безусловно, наибольшую выгоду от связанных с Олимпийскими играми инвестиций получили строительные фирмы, агентства по недвижимости, частные охранные фирмы и отрасли, связанные с облагораживанием пейзажей.
Наверное, ни один район Рио-де-Жанейро не претерпел более радикальных преобразований с момента получения права на проведение Олимпиады, чем портовый район – хотя здесь все это делалось не для Олимпийских игр, а для создания своего рода витрины для потенциальных инвесторов.
Этот исторический район избавился от «Периметрала», чудовищной надземной дороги, которая была, в конце концов, снесена в 2014 году, и получил дорогостоящий пешеходный бульвар, который служит пунктом для выгрузки пассажиров круизных судов, ряд интересных музеев и узкоколейную железную дорогу VLT стоимостью более одного миллиарда бразильских реалов.
Общая стоимость проекта «Meu Porto Maravilha» (или «Мой прекрасный порт») в июне 2011 года была оценена в 8 миллиардов бразильских реалов. За четыре года на этот грандиозный проект, который рассчитан на 15 лет, было уже потрачено около 5 миллиардов бразильских реалов. Общая площадь этого проекта составляет пять миллионов квадратных метров.
Одним из самых противоречивых проектов было строительство канатной дороги стоимостью 75 бразильских реалов в фавеле Morro da Providência («Providence Hill»). Сначала планировалось выселить примерно треть из 5,000 с лишним жителей квартала, но после протестов это количество сократили и, в конечном счете, были снесены около 140 домов.
«Улучшение санитарных условий было бы более полезным», рассказал один местный житель. «Но не было никакого диалога и правительство сделало как хотело». Поскольку никто пока никто не подал заявку на концессию, некоторые боятся, что канатная дорога перестанет работать сразу после Олимпийских игр.
Оригинал материала: “TheGuardian”