Вопрос ГМО: руководство США, в отличие от Путина, неспособно соблюдать демократию

Вопрос ГМО: руководство США, в отличие от Путина, неспособно соблюдать демократию

Президент РФ подписал закон, запрешающий ввоз и производство ГМО-продукции.

Вопрос ГМО

Тем временем, руководство США, несмотря на то, что две трети американцев сомневаются в пользе такой продукции, не способны их услышать и дать им возможность узнать правду о том, что они едят.

Вопрос ГМО стал «лакмусовой бумажкой», показывающей где есть реально работающая демократия — в России или США. 3 июля глава российского государства подписал законопроект, который был принят Государственной думой и одобрен Советом Федерации. Это — уже действующий с 4 июля федеральный закон № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности». Несмотря на истерику соответствующего лобби, Владимир Путин смог оградить граждан своей страны от продукции ГМО.

А что же в США? Даже законопроект об обязательном информировании американских  граждан о том, есть ли в приобретаемых ими товарах ГМО, в очередной раз, скорее всего, застрянет в «демократических» закоулках власти в Вашингтоне. И ведь заметим: речь не идет даже о запрете ГМО-продукции — на такое власти США решиться просто не способны. Речь о другом: по опросам, около двух третей американцев сомневаются в том, стоит ли покупать ГМО-продукцию или нет. Чтобы принять правильное решение, им нужно просто информация на этикетке о том, что это: либо натуральный продукт, либо продукт, содержащий ГМО. Казалось бы, чего уж демократичнее дать возможность потребителю всегда получить такую информацию. Однако в США демократия уже перестала быть реально работающей, поэтому даже такой законопроект встречает яростное сопротивление лоббистов. Законопроект был одобрен в Сенате, а сейчас поступил в нижнюю палату американского Конгресса.

Волнения тех, кто не поддерживает этот законопроект в США, понятен: это не только вопрос миллиардов долларов прибыли производителей ГМО-продукции,  это и тот момент, когда становится понятно, что американская экономика — это «колосс на глиняных ногах»: как США могут прокормить себя сами, когда 80% пакетированных продуктов питания в этой стране содержат ГМО? 95% выращиваемой сои и кукурузы — генетически модифицированы.

Даже если нынешний законопроект пройдет обе палаты Конгресса США и станет законом, все равно он выглядит далеким от того, что хочет большинство американцев: четко знать, что они покупают и едят. Ведь по этому законопроекту на этикетках будет размещаться либо QR-код, ведущий на сайт в Интернете, где надо будет «рыться», чтобы найти нужную информацию (представьте, что вы в этот момент находитесь в супермаркете). Другой вариант «информирования», который предлагает этот законопроект в США — это размещение номера телефона компании, по которому, если вы дозвонитесь, «узнаете ответы на все ваши вопросы». Учитывая то, что все чаще в службах поддержки клиентов этих самых клиентов встречают роботы, то понятно, что не всегда разговор будет достаточно информативным.  Но кроме того, американское министерство сельского хозяйства будет решать, про какие ГМО стоит говорить открыто, а про какие — нет. На размышления министерству будет дано два года. И, наконец, за нарушение этого законодательного документа никакого наказания в США не предполагается.

Если сравнить то, как поступают власти с США с мнением двух третей своих граждан и с тем, как власть в России реагирует на мнение наших соотечественников, становится понятным, что реально работающая демократия в России есть, а в США — нет. Ведь закон от 4 июля, подписанный Владимиром Путиным, возник в результате обсуждения с министерством сельского хозяйства, в Госдуме, в Совете Федерации, были услышаны мнения различных экспертов.

Позиция профильного министерства четко прозвучала 9 марта этого года: тогда, министр Александр Ткачев заявил, что «мы категорически выступаем против внесения технологий, связанных с ГМО». Развивая свою мысль, он отметил, что у нашей страны «есть шансы остаться в поле производства чистых экологических продуктов, за этим будущее, потому что американский рынок … в погоне за большими урожаями не чурается применения всякой химии, всевозможных добавок, это все приводит к ухудшению земель и продуктов питания». Мнение большинства наших граждан также известно: мы хотим есть вкусное и натуральное, кроме того, все большую популярность получает то, что выращено на нашей земле.

Политическая же система США не только не может дать четкий «зеленый свет» исключительно натуральной сельскохозяйственной продукции в своей стране, но и всячески тормозит принятие законопроектов о реальном и обязательном информировании своих граждан, что видно на примере проходящего сейчас коридоры власти в Вашингтоне выхолощенного и лишенного принципиальной сути законопроекта. Предыдущий такой законопроект провалился в 2013 году. И хотя на уровне нескольких штатов принято решение об информировании граждан, все это не меняет общей картины. Немаловажным является и то, что если в России не только запрещают ввоз и производство ГМО-продукции, но и определяют степень ответственности за нарушение этого закона в виде штрафа, то в США готовят закон, ответственность за неисполнение которого будет отсутствовать.

Владислав Гинько, экономист
comments powered by HyperComments