Инфляция замедлилась более чем в два раза и превращается в дефляцию

Инфляция замедлилась более чем в два раза и превращается в дефляцию

С начала года цены выросли на 3,3%, а за аналогичный период в прошлом году они разгонялись на 8,5%.

Инфляция замедлилась

Свежие данные Росстата демонстрируют, что с инфляцией в стране удается справиться. С начала года цены подросли на 3,3%, хотя за тот же временной отрезок в прошлом году они подскакивали на 8,5%. Нынешний темп роста цен — самый низкий за всю историю современной России.

С июня цены увеличились на 0,2%. Продукты питания стали дорожать медленнее, чем прочие товары и услуги, хотя еще в прошлом году, за первые шесть месяцев продукты питания подорожали на 11,3%. Более того, глава Банка России Эльвира Набиуллина считает возможным, что в конце лета или в первые месяцы осени в России может наступить дефляция — то есть, отрицательное изменение общего индекса цен.

Удешевление товаров и услуг в среднем, что измеряет общий показатель, не означает, что дешевеет все и каждый ощущает, что цены снижаются. Конечно, особое наше потребительское внимание уделяется тому, что происходит с продуктами питания: на них мы тратим иногда половину своего дохода. Уже сейчас часть продуктового ассортимента по итогам первого полугодия подешевела, если брать цены в среднем: это касается мяса птицы, свинины, куриных яиц, сметаны, сыров, молока огурцов, томатов и лука.

Среди факторов снижения цен часто упоминают хороший или не очень урожай, доступность недорогих кредитов для предприятий, конкуренцию среди ритейлеров. Это, безусловно, все так: ведь и в ЦБ РФ при решении о ключевой ставке принимали во внимание риски, которые связаны с тем, что потенциально может быть не очень большой урожай. Глава Банка России Эльвира Набиуллина отмечала, что хороший урожай способен оказать положительное воздействие на инфляцию, а информация о большом сборе сельскохозяйственной продукции будет хорошей новостью.

Однако и само поведение потребителей определяет, растут ли цены на продукты питания или нет. В отличие от непродовольственных товаров срок годности многих таких продуктов небольшой, поэтому продавец всегда ощущает цейтнот, особенно когда речь идет о скоропортящейся продукции. Каждый раз, когда потребитель покупает товар, он своим действием посылает незримый сигнал продавцу: «твои цены — приемлемые, и я готов по ним покупать». А раз берут по таким ценам, то можно поднять выше — это убеждение приходит с каждой новой продажей.

Многие сейчас стали больше покупать товаров по скидкам и в рамках акций, чаще чем раньше. Объем приобретенных по таким ценам товаров постепенно растет, но, чтобы это сказалось на нашем ощущении от цен в магазинах, доля таких покупок в потребительской корзине должна  превысить половину, как по объему, так и по охваченному ассортименту. Тогда, переходящий из одного магазина в другой потребитель и приобретающий в основном только тогда, когда он видит специальную цену, сыграет важную роль в снижении темпа инфляции.

При этом, приобретение даже небольшого количества товаров по высоким ценам запускает обратную тенденцию: если, например, потребитель, который чувствует, что томаты — слишком дорогие для него по той цене, которую он видит, но он все равно приобретает «несколько штучек», то тем самым он посылает продавцу сигнал: я готов покупать и по такой цене, только меньше в объеме за один поход в магазин. То есть своим рублем покупатель в очередной раз поддержал высокие цены.

Кто-то скажет: ну, потребитель купил «совсем немного»: пару огурчиков, три помидора, один  перец сладкий — это же объемы, которые не могут сильно сказываться на общем уровне цен. Но, во-первых, покупая мало за один раз, но делая это часто, в итоге потребитель оставляет внушительную сумму по результатам, например, месяца. Во-вторых, такой стратегии «купить немного» придерживаются миллионы, поэтому на круг продавцы получают очень хороший объем продаж, даже при очевидно высоких ценах. В-третьих, любая покупка на любую сумму по определенной цене — это голос потребителя даже не в поддержку такого ценника, а голосование за то, что цену можно будет поднять и выше. Отсюда напрашивается очевидный вывод: увеличение покупок тогда, когда продавец сбрасывает на время цену, поддерживает именно такие шаги ритейлера. Чем более массовым становится такое потребительское поведение, тем ощутимее в стране начинают проявляться признаки снижения цен. В ином случае, даже при отличном урожае и высокой конкуренции ожидать, что цены сами по себе будут снижаться, не стоит: ведь задача любой коммерческой организации — это максимизация дохода, который направляется и на погашение издержек, и на развитие бизнеса.

Конечно, масштабная дефляция создает трудности для предпринимательской деятельности: трудно развивать свое дело, если привыкаешь, что можешь постоянно поднимать цены. Но тогда меняется парадигма предпринимательства и начинает выживать тот бизнес, который более бережно относится к издержкам при сохранении стабильного качества продукции, чем просто стремится закладывать автоматически все свои расходы в цены. И потребитель своими покупками все больше поддерживает именно такую бизнес-модель.

Владислав Гинько, экономист
comments powered by HyperComments