Госзаказ – самое слабое звено в России

Госзаказ – самое слабое звено в России

Получить государственный заказ сейчас мечтает любое российское предприятие или организация.

Госзаказ в России

Барыши обещают большие, а проверять их расходование спешат не всегда. Правда, получают его в России не всегда на честных условиях. Когда россияне задаются вопросом, почему государство постоянно говорит, что нет денег, они не совсем понимают, как расходуются бюджетные средства. В соответствии с правилами, часть бюджета России выделяется обязательно под выполнение каких-либо работ или мероприятий. Исполнителя заказа должны выбирать на основании открытых конкурсов, в которых может принять участие любая заинтересованная компания. Речь, конечно, не идет о прямом бюджетировании, где исполнитель уже предопределен. Так вот, в некоторых конкурсах отсутствует как прозрачность, так и контроль над целевым расходованием выделенных средств.

Эта статья родилась по следам скандального дела лагеря на Сямозере, где утонули 14 детей. В рамках уголовного дела выяснилось, что правительство Москвы не просто так отправило туда отдыхать московских школьников. «Парк-отель Сямозеро», в лице ее директора Елены Решетовой, выиграл так называемый конкурс на отдых детей из Москвы. Организаторы конкурса даже не удосужились изменить текст с грамматическими ошибками, который на своем сайте в качестве рекламы опубликовала компания Решетовой. Эксклюзивные условия молодежного отдыха плавно превратились в требования для конкурсантов. Министерство экономики провело проверку этого госзаказа и выяснило, что конкурентом «Парк-отеля» была одна-единственная компания, которая также принадлежит госпоже Решетовой, и она не собиралась выставлять свою цену для участия в торгах. То есть конкурс является заказным, и скоро должны полететь шапки с голов его организаторов.

Не менее интересный случай произошел в Набережных Челнах. Здесь к празднику 9 мая на пяти дорожных участках было необходимо установить праздничные флаги. Город оценил эту работу в 707 тысяч рублей. Заказ был вывешен на сайте госзакупок, как положено, заранее, 28 апреля. Но бдительные граждане заметили, что флаги уже 29 апреля стояли в указанных администрацией местах. Конкурс закрылся 4 мая, а на следующий день был объявлен победитель – компания «ПК Реклама-Центр», та самая, которая уже честно отработала эти 700 тысяч. После обращения в прокуратуру города, активист Раушан Валиуллин получил ответ, что факт установки флагов до заключения официального договора властей с фирмой действительно доказан, но это было сделано по уважительной причине. Заказчик и исполнитель были информированы о взаимных возможностях и свои действия согласовали, поэтому нарушения закона тут нет. Так ответил прокурор, между прочим, города.

Валиуллин, заметив, что флаги не убрали даже после 20 июня (срок их демонтажа), решил уточнить дату на сайте госзакупок, он был очень удивлен, что итоговая стоимость работ была уже 1 млн 733 тысячи рублей. То есть еще один миллион, благодаря дополнительному соглашению, был накинут к договору за демонтаж флагов с улиц города. Челнинцы продолжают ждать реакции правоохранителей на явное жульничество при размещении госзаказа.

К вопросу о безмерных тратах в условиях кризиса. В Татарстане начали готовиться к выборам в Госдуму. ЦИК республики уже объявил о пяти конкурсах на общую сумму около 10 млн рублей на поставку расходных материалов. Так, канцтовары будут приобретены на сумму 6 млн рублей, флаги России (видимо, старые сильно истрепались) необходимо закупить почти на 1,5 млн рублей, на упаковочную бумагу со шпагатом власти потратят 1 млн рублей. И ведь кому-то эти деньги достанутся без приложения усилий. Кому, мы узнаем 11, 14 и 25 июля – в дни определения победителей конкурсов.

Зная о таких случаях, российские предприниматели не особенно стремятся участвовать в конкурсах на госзаказ. В Торгово-промышленной палате России было проведено исследование, согласно которому, около 40% потенциальных исполнителей не хотят даже проходить процедуру регистрации на конкурсы, так как уверены в их непрозрачности. Поэтому такой вид поддержки малого бизнеса у нас в стране не работает. Такие выводы были озвучены в начале июля на Среднерусском экономическом форуме, который прошел в Курске.

Власти Москвы, после истории с детским лагерем в Карелии, пытаются реабилитироваться. Создатели новейшей информационной системы «Мосробот. Бизнесу» отчитались о 18 тысячах оповещений о планируемых конкурсах, направленных предпринимателям в течение одного месяца. Робот автоматически отбирает потенциальных исполнителей госзаказа на основе сделанных ими запросов на сайтах госзакупок. Процедура отбора кандидатов обещает быть максимально прозрачной.

Наталия Кожекина
comments powered by HyperComments