Патриотизм и деньги: Потребительский менталитет победил чувство гордости

Патриотизм и деньги: Потребительский менталитет победил чувство гордости

Десятки тысяч устремившихся во вновь открывшуюся для отдыха Турцию россиян вызвали гнев у патриотически настроенных граждан страны.

Consumer_Mentality_Won_Battle_Sense_Patriotism_Russia_After_Turkey_Resorts_Opening

Культивировавшееся на протяжении последних месяцев средствами массовой информации негативное отношение ко всему турецкому вдруг натолкнулось на президентский указ о снятии введенного ранее запрета на туристической отдых в Турции. Принятое главой государства решение напрямую противоречит более ранней позиции российского правительства, настаивавшего на необходимости исполнения официальной Анкарой ряда ключевых требований в рамках ликвидации возникшего между странами конфликта. Напомним, что в ноябре 2015 года турецкие истребители-перехватчики F-16 сбили выполнявший задание по бомбардировке позиций террористов в Сирии российский самолет-бомбардировщик Су-24, в результате чего погиб пилот ВКС РФ. Первые заявления инициировавшей агрессию стороны указывали на отказ Анкары приносить какие-либо извинения в адрес россиян, объясняя свою позицию «неправомерным нарушением воздушного пространства Турции самолетом Воздушно-Космических сил РФ». Доказать факт вторжения в турецкое пространство ВВС страны так и не сумели, что только обострило взаимоотношения между Москвой и Анкарой.

Первой реакцией Кремля на заявление Реджепа Тайипа Эрдогана, отказавшегося извиняться за содеянное, стало введение запрета на полеты чартерных рейсов в Турцию, что исключило возможность для россиян отправляться на отдых на привычные турецкие курорты. Волна народного негодования подтвердила обоснованность действий правительства России, впоследствии ограничившего ввоз в страну ряда продуктовых наименований турецкого происхождения, а затем и вовсе запретившего участие турок в крупных строительных проектах на территории государства. Патриотическая волна непринятия всего турецкого вскоре «накрыла» весь потребительский рынок, откуда массово стали исчезать товары и другая продукция растительного и животного происхождения со штампом «ненавистной» страны-производителя. Финансово-экономический удар, нанесенный Москвой по возглавляемому Эрдоганом государству оказался почти смертельным — лишившиеся колоссального по размерам и объемам рынка сбыта представители бизнеса в Турции начали в буквальном смысле шантажировать правительство с целью инициировать процесс налаживания российско-турецких взаимоотношений.

Несмотря на проявляемую на протяжении полугодового отрезка времени жесткость и приверженность собственным политическим взглядам с авторитарным «оттенком», Эрдогану вскоре пришлось принести публичные извинения за трагический инцидент на турецко-сирийской границе, спровоцировавший ухудшение двухсторонних связей. В ответ на изменившееся отношение к уничтожению российского боевого самолета Москва официально приняла извинения, и в лице президента Владимира Путина отменила прошлогодний указ о запрете на туристическое сообщение. Эту новость с воодушевлением восприняли россияне, привыкшие отдыхать в турецких отелях, отличающихся от доступных в России курортов повышенным уровнем обслуживания и низкими ценами. Патриотический настрой жителей РФ натолкнулся на потребительскую «жилку» общества, в течение двух десятилетий сталкивавшегося с насаждением «культа потребления». В основу последнего входит принцип расточительства, вынуждающий потребителей покупать услуги и товары, соответствующие моде, стилю жизни и современному этикету вне зависимости от их страны происхождения.

Другими словами, очень негативно воспринявшие последствия чудовищной трагедии в Сирии граждане России столкнулись с неприятным проявлением политики массового потребления, культивированной в сознании россиян молодого поколения. Стремление соответствовать статусу в достаточной степени обеспеченного потребителя представители этой категории жителей страны предпочли проигнорировать навязанные СМИ за полугодовой промежуток времени идеи патриотизма, устремившись за мгновенно подготовленными туроператорами пакетными турами в Турцию. Настолько ли негативным становится такое проявление «потребительства» со стороны отправившихся или еще только готовящихся сесть на вылетающий в Турецкую Республику самолет россиян? Ответить на этот вопрос поможет само общество, состоящее из отдельных индивидов, обладающих собственной точкой зрения, кругом общения и политическими взглядами, порой кардинально отличающимися от позиции соседа по лестничной клетке.

Общество, которому на протяжении десятилетий навязывали рыночные принципы экономики, останется инертно подверженным хорошо усвоенным экономическим устоям, где главный принцип взаимодействия — товарно-денежные отношения. Если покупатель обладает нужной суммой для приобретения товара, и эта вещь входит в список требуемых к приобретению продуктов, заставить отказаться от заключения договора купли-продажи его сможет только наличие аналога с улучшенными параметрами или более низкой стоимостью на соседней полке в магазине. В ситуации с открывшейся для туристов из России Турцией расположенные поблизости «прилавки» не способны порадовать потребителя лучшими предложениями — основу списка конкурентов составляют товары с многократно превышающей турецкую ценой предложения. Даже когда речь заходит о продукте российского происхождения, созданного в рамках государственной программы развития внутрироссийской туристической отрасли. Получивший статус «замены» для заграничных курортов Крым не способен удовлетворить запросы избалованных российских туристов, за последние 5 лет успевших привыкнуть в категории отдыха класса «Все включено».

На фоне неутешительной для настоящих патриотов своей страны информации негативное восприятие новостей о высоком спросе на турпутевки в Турцию среди россиян становится необоснованным. Текущая геополитическая обстановка и налаженные между ведущими мировыми державами тесные внешнеторговые связи накладывают свойственный современному мироустройству оттенок потребительства на все формы проявления собственного мнения в обществе. Каждый шаг правительства страны должен опираться на потребности и запросы потребительского сообщества, остающегося удовлетворенным только при наличии всего ассортимента необходимых в процессе жизнедеятельности услуг и товаров. А полноправными участниками сферы потребления являются и представители бизнеса, формирующего государственную экономику за счет организации дополнительных рабочих мест и перечисления налогов в федеральный и региональные бюджеты. Немаловажную роль в экономике играет и туристический бизнес, заинтересованный в наличии всего спектра выгодных для туристов предложений, которые внутрироссийская сфера туризма пока предложить бизнесменам не может.

По этой причине проигранная «борьба», в которой чувство патриотизма уступило деньгам, вовсе не означает крушения основополагающих принципов патриотически настроенного общества, а вынуждает интенсифицировать создание выгодных для внутренней экономики условий для потребления заработанных в России денег на внутреннем рынке страны, а не в пресловутой Турции и популярных среди российских туристов зарубежных курортных зонах. Только после появления качественной альтернативы турецким и египетским курортам на территории РФ сегодня предпочитающие вернуться в Турцию россияне окажутся в числе покупателей туров в Крым, Сочи, Краснодарский край или Новороссийск, пополняя армию полностью удовлетворенных предоставленным сервисом и качеством оказанных услуг потребителей. Только после создания комфортных условий для отдыха внутри России потребительский менталитет и чувство патриотизма окажутся на одной стороне «баррикад», дополняя друг друга и обеспечивая ускоренное развитие и процветание собственной экономики.

Андрей Александров
comments powered by HyperComments