Смерть из-за автопилота Tesla — конец самоуправляемых автомобилей?

Смерть из-за автопилота Tesla — конец самоуправляемых автомобилей?

Произошедший в США инцидент с участием электрокара стал основанием для дебатов о дальнейшей судьбе автономных автомобилей.

Tesla_Model_S_Autopilot_Killed_Driver_Leadign_Global_Ban_Self-Driving_Cars

Персона Илона Маска, американского миллиардера и владельца двух крупных компаний по выпуску автомобилей на электротяге и космических ракет, доставляющих грузы на околоземную орбиту с последующим приземлением первой ступени, снова стала эпицентром общемирового скандала. Созданный специалистами корпорации Маска автопилот электромобиля Tesla Model S послужил причиной трагической аварии на калифорнийских дорогах, в результате которой водитель транспортного средства по имени Джошуа Браун погиб. Понадеявшись на умную электронику, 40-летний американец полностью передал управление встроенному программному обеспечению электрокара, не сумев предотвратить столкновение с автопогрузчиком. По заявлениям компании-производителя, причиной послужила неспособность автоматики распознать грузовик белого цвета на фоне светлого неба с ярко бьющим в оптику солнцем. В результате ДТП водитель авто погиб на месте, расследованием причин аварии в штате Калифорния занялись соответствующие структуры — Национальная администрация по безопасности дорожного движения США (NHTSA) и специальная комиссия при Министерстве транспорта страны.

Начало конца?

Первая за годы многолетних испытаний смерть из-за автопилота в Tesla Model S может послужить основанием для наложения законодательного запрета на эксплуатацию транспортных средств, обладающих функцией автоматического управления машиной без участия человека. Об этом в пятницу заявил представитель NHTSA в ходе интервью с американскими журналистами, указав на необходимость проведения тщательного расследования дорожного инцидента. В рамках рассмотрения обстоятельств аварии специалистам предстоит решить, насколько безопасно использовать функцию автопилота в автомобилях Tesla Motors и других автомашинах, проходящих тестирование в рамках создания принципиально нового вида транспорта. Последним занимается сразу несколько крупных автомобильных концернов из Европы, Америки и Азии, включая немецкую компанию BMW, европейскую Volvo и американскую интернет-корпорацию Google. Так называемый «Google-мобиль», по мнению разработчиков, вскоре заменит целый класс машин на дорогах мира — функции частного извоза будут выполнять маленькие 4-местные электрокары, лишенные органов управления.

Если комиссия NHTSA установит непосредственную вину электронной начинки авто производства Tesla в гибели водителя, компании-производителю придется отключить использующийся практически всеми владельцами моделей линейки Model S функционал. Напомним, что встроенный автопилот в машинах этой марки «умеет» самостоятельно перестраиваться на многополосной автодороге, автоматически определяя препятствия с левой и правой стороны, а также экстренно тормозить при возникновении впереди стационарного или движущегося препятствия. По отзывам использующих эту функцию водителей, комфорт от вождения американского электромобиля серьезно повышается, если машина перемещается по имеющей детальную цифровую карту местности. По словам экспертов, при неприятном для корпорации из США исходе расследования отключить автопилот в электрокарах Tesla Model производитель сможет и дистанционно, для чего автовладельцам потребуется предоставить электронике доступ к сети Интернет.

Редкий случай на миллионы километров

Первые комментарии представителей американского автоконцерна явственно указывают на попытки компании-производителя дистанцироваться от вероятных причин дорожно-транспортного инцидента со смертельным исходом. Так, официальное заявление руководства компании указывает на «трагическое стечение очень редких обстоятельств», вызванных сложением ряда факторов. Указывается, что предположительными причинами ДТП послужил высокий дорожный просвет грузовика, белое покрытие кузова идущей параллельным курсом машины и чистое безоблачное небо. Установленная в автомашине система видеонаблюдения не смогла определить очертания автопогрузчика на фоне яркого солнца, дав указание автоматике двигаться в сторону «свободной полосы». В компании-производителе отметили, что «при других обстоятельствах автопилот сумел бы определить опасность и, вероятно, предотвратить серьезные травмы», становящиеся последствием множества похожих автодорожных аварий.

В пользу такой версии выступает километраж, пройденный самоуправляемыми автомобилями в рамках начатого автопроизводителями тестирования нового функционала будущих автономных машин — суммарно тестируемые образцы проехали по дорогам общего пользования свыше 1 миллиона километров. Еще более выдающимся показателем может похвастаться линейка автомашин Tesla — безаварийная езда с активированной функцией автопилота прекратилась после преодоления отметки в 209 млн километров автомагистралей без единой аварии. Если сравнивать это значение со статистикой дорожно-транспортных происшествий, произошедших с участием живых водителей, то результат очевиден — ни одна из выпускаемых и выпускавшихся за всю историю автомобилестроения марок авто не может похвастаться такими показателями аварийности. К настоящему моменту продукция Tesla даже после аварии со смертельным исходом остается самым безопасным видом транспорта в мире, на что обязательно обратят внимание члены комиссии по расследованию трагедии.

Выход есть?

В рамках предварительного обсуждения судьбы автомобилей с автопилотом эксперты указывают на большую вероятность преодоления законодательных ограничений, которые может наложить американский автодорожный Департамент. Сделать это позволит Соглашение, заключаемое между владельцем транспортного средства со способностью самостоятельного пилотирования авто, и выпустившей продукцию компанией, как это сегодня делает Tesla Motors. Обладатели автомашин этой марки приобретают автомобиль с деактивированной функцией автопилота, при активации режима фактически «подписывая» согласие на использование данного функционала на собственный страх и риск. Компания-производитель электрокаров четко указывает, что работа системы автопилотирования находится в режиме бета-тестирования, то есть не является сертифицированным и безопасным механизмом. Это перекладывает ответственность с американского автоконцерна на рядовых водителей, садящихся за руль дорогостоящей «Теслы», поэтому рассчитывать на присуждение огромного штрафа за смерть американца Брауна, ставшего жертвой аварии в Калифорнии, вряд ли придется.

Похожим образом вправе поступить и другие автопроизводители, рассчитывающие выпустить на рынок самоуправляемые автомобили или обновленные модели продающихся авто со встроенной функцией автоматического вождения под контролем автоматики — достаточно указать в Инструкции, что данный функционал является тестовым, а его эксплуатация — добровольным согласием автовладельца стать «бета-тестером». То есть остановить прогресс в сфере автомобилестроения контролирующие автомобильное движение государственные органы и автодорожные структуры попросту не в состоянии — рассчитывающие извлечь многомиллиардные прибыли корпорации всегда найдут способ обойти любые запреты, в чем каждый потребитель ежедневно сталкивается во всех сферах экономики. При этом предполагаемые сроки массового появления на автодорогах автономных автомобилей, способных передвигаться без участия человека, серьезно отодвинутся — калифорнийская авария заставит производителей предусмотреть защиту находящихся в салоне водителя и пассажиров при возникновении схожей ситуации, когда встроенные видеокамеры не в состоянии «увидеть» сливающийся с окружающей местностью объект на дороге.

Итак, с уверенностью можно констатировать, что самоуправляемым автомобилям, в том числе на электрической тяге, на дорогах мира быть! Однако рассчитывать на доступную стоимость таких электромобилей потребителям пока не стоит — случившаяся в США смерть из-за автопилота приведет к удорожанию продукции автопроизводителей, оснащающих авто «умной» автоматикой, ведь для повышения степени защищенности находящихся в салоне людей потребуется установить дополнительные электронные системы. Например, ультразвуковые датчики, способные «нащупывать» окружающие объекты при любых климатических условиях и освещении. По какому пути пойдут подчиненные Маска, узнаем после обнародования официальных данных об итогах расследования смерти 40-летнего американского водителя Tesla Model S Джошуа Брауна.

Андрей Александров
comments powered by HyperComments