Комментарий: НАТО использует ПРО, чтобы играть с Россией в догонялки

Комментарий: НАТО использует ПРО, чтобы играть с Россией в догонялки

Польша в ближайшее время проведет на своей территории самые масштабные за последние 10 лет военные учения.

Учения Анаконда-16

Учения Анаконда-16 с участием 25 000 военнослужащих из более чем 20 стран мира направлены на то, чтобы продемонстрировать единство и скорость стран НАТО за месяц до саммита НАТО в Варшаве. Армия США будет играть ключевую роль, с механизированным полком, который будет базироваться в Германии, имитируя миссию по спасению стран Балтии от нападения России.

Учения проходят всего через несколько недель после открытия США первой из двух установок противоракетной обороны в Восточной Европе, которые вызывают много противоречий. В следующем году Пентагон планирует учетверить военные расходы в Европе, увеличив их до $3,4 миллиардов и начать дислоцирование танковой бригады в Восточной Европе, помимо дополнительных сил НАТО, которые будут развернуты в Польше и Прибалтике.

Ответ Кремля на Анаконду-16 предсказуем. Президент России Владимир Путин уже угрожал Румынии за участие в ПРО США. Масштабные учения только подкрепят рассказы Кремля о том, что Россия окружена враждебными силами. Европейским сторонникам мира тоже не придется долго искать новые доказательства американской воинственности.

Эскалация противостояния напоминает загадку о курином яйце. НАТО утверждает, что возврат к сдерживанию и устрашению является прискорбным «результатом нападения Путина на Украину в 2014 году». Кремль эти обвинения отвергает. Все дебаты по поводу конфликта на Украине начинаются и заканчиваются ролью НАТО.

В случае с Украиной, НАТО — это отвлекающий маневр. Бывшая Советская Республика никогда не была предметом серьезного рассмотрения на вступление, и только пятая часть украинцев поддерживала вступление в альянс в опросах общественного мнения, проведенных перед российским вторжением.

НАТО фактически поклонились Кремлю, когда Германия и Франция заблокировали в 2008 году членство для Грузии и Украины. Помимо этого, чтобы быть принятым в НАТО страна-кандидат не может иметь никаких нерешенных территориальных споров.

Легко забыть, что именно объединенная Германия изначально настаивала на расширении НАТО после распада Советского Союза в 1991 году. Задолго до того дьявольского заговора Пентагона тема горячо обсуждалась на обеих сторонах Атлантики. Потрясенный Западным триумфализмом после холодной войны, бывший Советский лидер Михаил Горбачев назвал «мифом» то, что западные лидеры обещали не расширять НАТО.

После нахождения на передовой Холодной войны на протяжении более четырех десятилетий, немцы стремились расширить пузырь безопасности НАТО как можно дальше на восток. Запад оперировал наивным предположением о том, что Россия была также заинтересована в превращении новых независимых стран Восточной Европы в стабильные, процветающие демократии.

«Экспансия» не лучшее слово, чтобы описать расширение НАТО, потому что 12 восточноевропейских государств, которые вошли с 1999 года, как-то пассивно участвовали. Побывав в сфере влияния СССР после Второй Мировой Войны, поляки, литовцы, чехи и венгры ушли за лучшей страховкой. В конечном итоге решение о вступлении в НАТО было принято суверенными демократическими государствами, неспособными защитить себя, но для которых нейтралитет не был вариантом.

Москва не всегда была антагонистична по отношению к западу. Россия была в союзе с западноевропейскими державами на протяжении более двух веков. Путин говорил, когда баллотировался на свой первый президентский срок в 2000 году, что не рассматривает НАТО в качестве противника, и не стал бы исключать вступления в НАТО – на равных. Эти последние два слова являются ключоем к пониманию его сегодняшнего гнева по отношению к НАТО.

С точки зрения Кремля бесконечно хуже быть проигнорированным, чем считаться достойным соперником. К сожалению, рост Путина совпал с президентством Джорджа Буша-младшего, который не считался ни с чувствами друзей, ни врагов. Попытка Путина получила отпор. Перед лицом воинствующей односторонности Буша членство Москвы в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций, «Группы восьми», Совете Россия-НАТО оказались бесполезными.

Интересом Буша в Восточной Европе была в первую очередь награда государств, которые приняли участие в «коалиции желающих» во время войны в Ираке, даровав им членство в НАТО или обещая размещать на их территории системы США, чтобы сбивать ракеты, выпущенные с Ближнего Востока.

Когда президент Барак Обама вступил в должность в 2009 году, в первую очередь ему пришлось откапывать себя из-под обломков провальной внешней политики Буша. Новый президент объявил «перезагрузку» в отношениях с Россией и заморозку планов по ПРО в Восточной Европе, этот вопрос был, пожалуй, самым спорным между Москвой и Вашингтоном.

В итоге Обама утвердил урезанный вариант ПРО Буша, потому что это было бы политически трудно отказаться от проектов с участием восточноевропейских союзников. Хотя законы физики препятствуют использованию новых установок против российских ядерных систем, ПРО служит Кремлю в качестве примера окружения НАТО.

Обама изначально хотел сотрудничать с Путиным по вопросам, представляющим общий интерес, в то же время игнорировал его везде, где это возможно.

Когда Обама говорил о будущем без ядерного оружия, Путин услышал его слова так: Россия должна быть лишена единственного реально сдерживающего фактора. Когда Белый дом повернулся к Азии и вывел свой последний танк из Германии в 2013 году, Кремль увидел это как слабеющую американскую приверженность Европе.

Усилия НАТО, направленные на то, чтобы успокоить восточных союзников, являются важнейшим первым шагом в восстановлении равновесия в Европе. ПРО — политический футбол, который «не представляет никакой реальной угрозы ядерному арсеналу России». Восточные европейцы используют его, чтобы заманить американцев на свою землю, в то время как Кремль воспринимает это как окружение НАТО.

Оригинал публикации: «Reuters»

comments powered by HyperComments