Рейс MS804 мог потерпеть крушение от мини-пожара на борту

Рейс MS804 мог потерпеть крушение от мини-пожара на борту

Пожары на борту авиалайнера несут большую угрозу, чем представляют обыватели, считают старожилы египетской компании EgyptAir.

Рейс MS804 крушение

Журналисты BBC рассматривают версию гибели египетского самолета, упавшего в Средиземное море, от возникшего на борту пожара не такой уж невероятной. Специалисты утверждают, что в последнее время пожары на борту воздушных суден участились. Один из сотрудников Королевского общества аэронавтики, капитан Джон Кокс, летавший в прошлом на аэробусах почти 46 лет, занимается расследованием причин возникновения огня в самолете уже более 10 лет. Он рассказал, что могло случиться с рейсом MS804, если учесть полученную информацию о трехминутном задымлении.

Если датчики самолета были исправными и передали верную информацию, это, кстати, до сих пор официально не подтверждено, на борту возникла внештатная ситуация, и картина вырисовывается следующая. Около трех минут до падения лайнера работала противопожарная система оповещения, после этого аэробус продолжал полет еще четыре минуты, но экипаж на связь не выходил, затем последовали две минуты непосредственно падения. То есть пожар продолжался, если он был, то недолго. В то же время это совсем не подходит для версии о взрыве на борту, так как в том случае падение произошло бы быстрее. Поэтому для многих экспертов сообщение о срабатывании пожарной сигнализации буквально заводит в тупик. Однако во время недолгого возгорания, в зависимости от расположения его очага, мог быть нанесен большой ущерб электронике лайнера, и как следствие привести к потере контроля над ним. Если это так, то последние две минуты жизни пассажиров и экипажа MS804 были ужасными в ожидании смерти.

Капитан Кокс имеет некоторые статистические данные, собранные им самим. Ежегодно во всем мире на воздушных суднах возникает от 900 до 1200 ситуаций, связанных с задымлением салона или кабины пилотов. Эксперт говорит, что эти цифры можно найти в официальных отчетах, а на самом деле количество мини-возгораний на борту смело можно увеличить вдвое, что будет наиболее вероятным. Подавляющее большинство из них, конечно, не привело к катастрофическим последствиям, и команда могла спокойно посадить судно, даже не меняя своего маршрута. Это ужасно, говорит капитан, но количество таких случаев растет каждый год. Он связывает это с увеличением количества рейсов и ростом количества пассажиров, использующих в своих телефонах литиевых батарей.

Один из техников, обслуживающих аэробусы, рассказал, что при количестве 100 посадочных мест на борту, в салоне одновременно может находиться до 500 батареек. Причем участились случаи, когда эти батареи давят. Раздавить хрупкий гаджет в самолете легко. Кто-то это делает во сне, уронив телефон под ноги, а когда просыпается, то случайно давит его либо ногами, либо сдвигая кресло. В принципе, в этот момент может возникнуть воспламенение батареи. По уверению компаний, выпускающих такие устройства, возгорание батареи происходит не чаще, чем в каждом десятом случае ее повреждения, но ежегодно в самолетах провозят более 3,5 млрд батарей из лития. К тому же существует «серый рынок», где зарядные устройства приобретаются по дешевке, и они соответствующего качества, так как не всегда тестируются.

Современные самолеты оборудованы в обязательном порядке пожарной сигнализацией, но автоматическое тушение огня предусмотрено только в некоторых моделях, и то только в грузовом отсеке. Во время возгорания экипаж использует ручные огнетушители, которые находятся в подсобных помещениях или туалетах. Многие компании обучают сейчас экипажи, как успешно справится с загоревшейся литиевой батареей. Капитан Кокс недавно стал соавтором книги, в которой описана проблема возгорания в труднодоступных местах авиалайнера, куда экипаж просто не может попасть физически. В одной из американских авиационных компаний рассказали, что человек никогда не сможет ликвидировать все возможные очаги возгорания в самолете. Кокс летал долгое время на А320, но никогда не слышал, чтобы пожар возник в передней правой плоскости этого самолета, а летал он на аэробусах разных выпусков начиная с 1980-х годов.

Причина крушения рейса MS804 неизвестна, но это мог быть несчастный случай, а необязательно теракт. Но в большинстве своем пожары на борту современных лайнеров не являются проблемой, поэтому в данном случае эта причина также маловероятна, но и ее не следует исключать. А современной авиационной промышленности стоит побольше поработать над безопасностью пассажирских лайнеров.

Наталия Кожекина
comments powered by HyperComments