Ракеты Маска: Научный прорыв или финансовая гениальность?

Ракеты Маска: Научный прорыв или финансовая гениальность?

Амбициозные проекты американского миллиардера, сумевшего удивить мир в двух сферах, снова посещают топы новостных лент.

SpaceX_Falcon_Rockets_Scientific_Progress_Or_Financial_Genius_Musk

Поводом для очередной «пачки» радостных публикаций об одном из самых успешных и амбициозных американцах послужили результаты проверки приземлившегося после первого полностью успешного запуска перспективной ракеты-носителя Falcon 9 тяжелого класса с грузовиком Dragon на борту. Напомним, что проект компании SpaceX предполагает создание ракеты-носителя, способной самостоятельно приземляться после успешной отправки груза на околоземную орбиту — ключевой целью лишних манипуляций является возвращение второй ступени ракеты, которую создатели рассчитывают использовать несколько раз. Эта цель и стала поводом для обоснованной критики со стороны специалистов-техников, изучивших особенности конструкции и применения разработки SpaceX. Но обо всем по порядку, и первой «под микроскоп» попадет непосредственно американская компания, основанная 14 лет назад небезызвестным для общественности Элоном Маском, более известным потребителям в качестве владельца компании-производителя самых массовых электромобилей серии Tesla Model.

Первые шаги

Что послужило поводом для запуска амбициозного проекта человеком, уже обладавшим к тому моменту успешным бизнесом — платежной системой PayPal, в начале 2000-х стремительно увеличивавшей количество пользователей за счет удобства взаимодействия с финансовой системой США? Согласно официальным данным, SpaceX основана в 2002 году, а главной целью проекта стала организация коммерческих запусков грузов и людей в космос в рамках программы обслуживания Международной космической станции, что, по задумке Маска, должно было минимизировать стоимость пусков для заказчиков. За счет чего? С помощью формирования стандартной для рынка ситуации, когда несколько производителей или поставщиков услуг борются за клиентов путем демпинга. Конкуренция обещала сильно ударить по ведущему игроку отрасли — Российской Федерации, до сих пор преобладающей в космической сфере за счет выгодных для покупателей расценок. Американский миллиардер планировал «потеснить» Россию с «пьедестала», превратив Соединенные Штаты Америки в ведущую космическую державу.

Для этого Маск решил создать серию ракет, особенностью которой стала многоразовость — Falcon изначально создавался с перспективой посадки двух ступеней после успешного запуска. За счет этого предполагалось сэкономить десятки миллионов долларов, которые сегодня приходится перечислять на счета компании-владельца пускового модуля. Чтобы стало понятно — в среднем запуск спутников на околоземную орбиту на борту российской ракеты-носителя «Прогресс-М» обходится заказчикам в $60-75 млн, тогда как американский бизнемен рассчитывал добиться вдвое меньших расходов на организацию доставки грузовых или пассажирских модулей в космос. Поверив в его обещания, Конгресс США одобрил несколько заявок в адрес SpaceX, «накачав» новоиспеченную компанию миллиардами долларов еще до завершения этапа испытаний новейших ракет. К слову, сконструированных под созданные задолго до окончания прошлого столетия «лунные» ракетные двигатели, что вынудило конструкторов поставить на ракету-носитель Falcon 9 сразу несколько «движков», серьезно повысив себестоимость «Сокола».

Если верить официальной информации, на текущий момент SpaceX за счет прямого сотрудничества с NASA и безвозмездного получения от Аэрокосмического агентства тысяч патентов и проектной документации по многолетним разработкам в сфере освоения космоса заключила до пяти контрактов с правительством США, три из которых обошлись американским налогоплательщикам в $4,6 млрд. Данные об еще одном контракте пока засекречены, а само соглашение предполагает организацию 6-ти миссий грузовика Dragon в рамках программы снабжения МКС. Предположительная стоимость этого контракта составляет свыше $500 млн, что соответствует контрактной стоимости запуска Falcon на уровне $82.5-95 млн за один пуск. Формальное подтверждение этой цифры — оглашенные данные по заключенному SpaceX договору по запуску военных спутников для ВВС США. Так, отправка единственного навигационного спутника GPS 3-2 в интересах военного ведомства обошелся бюджету в $82,7 млн, причем еще в 2012 году французские Военно-Воздушные силы предлагали американцам запустить спутник предыдущего поколения — GPS 3, «всего» за $79,9 млн. Однако в Пентагоне решили поддержать «отечественного производителя», пролоббировав передачу контракта в руки Маска.

Успешное финансирование обещаний

С учетом количества успешных запусков ракет Falcon 9 с полезной нагрузкой на борту (ракета-носитель первой серии стала промежуточным этапом в рамках программы подготовки к появлению «сестер» тяжелого класса), пока не достигших и десятка, выделенные из американского государственного бюджета миллиарды долларов стали, по сути, финансированием обещаний создать «невероятно дешевый инструмент для покорения космоса». Сегодня говорить о дешевизне запусков «Соколов» еще не приходится — каждый пуск ракеты, способной нести меньше полезной нагрузки, чем российские конкуренты линейки «Прогресс-М», не говоря о более перспективных носителях серии «Ангара», обходится в кругленькую сумму, превышающую запросы «Роскосмоса». Чтобы получить $4,6 млрд из казны, потребовались серьезные усилия лобби в сенатском комитете, что указывает на наличие организованной «крыши» проекта Элона Маска.

Поверить в такую версию позволяет и ситуация с другим «детищем» американца-миллиардера — автоконцерном Tesla Motors, который сумел быстро покорить рынок электромобилей в очень сжатые сроки. Помогли этому предусмотренные государственной программой субсидии, которые достаются и автопроизводителю, причем в астрономических объемах, и непосредственно покупателям. Последние за счет субсидий приобретают автомобили Tesla на электрической тяге с серьезными скидками — вплоть до $14 тысяч при стоимости машины $35000. Обоснованием для искусственного удешевления создаваемых Tesla Motors электрокаров на потребительском рынке выступает борьба за экологию — мол, авто на электротяге меньше заражают окружающую среду, чем их «собратья» с двигателями внутреннего сгорания. При этом не учитывается, каких «экологических» затрат требует производство компонентов транспортного средства и самой электроэнергии, которую приходится пока вырабатывать преимущественно путем сжигания углеводородов — газа, нефти и угля.

Получается, что оба предпринимательских «детища» Маска — ракеты под брендом SpaceX и электромобили Tesla — очень успешные экономические проекты, основанные на «выкачивании» бюджетных средств из американской казны. Чем не финансовая гениальность миллиардера с серьезными амбициями, сумевшего построить огромную империю на «чужих» деньгах? Ведь никаких научных открытий, которыми столь щедро пообещал впоследствии поделиться с общественностью бизнесмен-основатель SpaceX, компания амбициозного американца так и не похвасталась. Весь «арсенал» патентов позаимствован у NASA, будучи приобретенными за те же бюджетные средства из казны США. Что до дальнейших планов коммерсанта, то к 2026 году Маск рассчитывает запустить «чартерные рейсы на Марс», что позволит каждому желающему (при наличии кругленькой суммы денег, естественно) отправиться на Красную планету на борту ультрасовременного космического корабля, которого пока нет даже на чертежах. Где взять деньги на создание «Марсианского транспорта»? Как всегда — в бюджете США, где один-другой десяток миллиардов долларов снова «выбьют» лоббирующие интересы американца-бизнесмена конгрессмены, явно заинтересованные в процветании очень спорного с точки зрения экономической целесообразности проекта. Единственным препятствием для лобби послужат итоги исследования компонентов приземлившегося в апреле модуля «Фалкон 9» — к повторному применению вторая ступень коммерческой ракеты оказалась непригодна.

Евгений Смирнов
comments powered by HyperComments