Япония планирует примерить Россию и США

Япония планирует примерить Россию и США

У Японии есть все шансы, чтобы облегчить сотрудничество между Россией и Западом в Азии и за ее пределами. 

Mexico G-20 Summit Obama Putin

«С помощью него я найду Синдзо во Владивостоке», — сказал Владимир Путин, когда премьер-министр Японии Абэ Синдзо вручил ему бинокль, произведенный в его стране, на неофициальном саммите в Сочи 6 мая. После более  чем двухлетнего перерыва в двусторонних встречах на высшем уровне, лидеры двух стран наконец-то встретились в этом месяце и договорились о новом подходе к зашедшим в тупик российско-японским встречам на высшем уровне и о новой встрече между Абэ и Путиным во Владивостоке, намеченной на сентябрь.

Стремление Путина запланировать вторую встречу и «найти Абэ во Владивостоке» объясняется потребностью в японских инвестициях в заброшенные Россией глубинки на азиатской территории. Между тем, у Абэ есть свои задачи на повестке дня: он хочет превратить Японию в мост между Россией и Западом.

Абэ прибыл в Сочи с чувством выполнения исторического долга. На Саммите по ядерной безопасности 2016 года в США всего месяц назад президент США Барак Обама сказал: «Я оставлю это для Синдзо», — говоря о стремлении Абэ к сближению с Россией. За месяц до этого Обама высказал возражение против намерения японского лидера сблизиться с Россией и попросил его отменить саммит с Путиным. Когда Абэ посетил пять основных европейских стран —Италию, Францию, Бельгию, Германию и Великобританию — на пути к Сочи, он обнаружил, что лидеры государств слишком заняты решением собственных экономических проблем, чтобы сохранять единство в отношении геополитических проблем на Востоке.

Рост интроверсии Европы и изменение позиции Обамы показали геополитическую реальность: ни один западный политический лидер не знает, что делать с Россией, которая наращивает свое влияние в Евразии. Это оставляет возможность для Абэ навести мосты между Россией и Западом на предстоящем саммите G-7, который пройдет в этом месяце в Японии.

Россия по-прежнему остается серьезной Евразийской державой, с которой нужно считаться. Она по-прежнему может в одностороннем порядке управлять геополитическими событиями в регионе, в том числе в Восточной Украине, в Сирии и даже в Северо-Восточной Азии, где она построила почти 2500 километров газопровода до Китая. Никакие другие Евразийские державы, даже Китай, не имеют здесь такого влияния.

Несмотря на эту реальность, Запад по существу рассматривает Россию в качестве конкурирующей Европейской державы. Как показала встреча 20 апреля между Россией и НАТО, быстрого компромисса по вопросу об Украине между Россией и Западом не будет. Между тем, Россия продолжает по возможности расширять свою сферу влияния в других частях Евразии. Совсем недавно Москва была вовлечена в мирные переговоры между Арменией и Азербайджаном после столкновений в апреле 2016 года в Нагорном Карабахе, расширяя свое региональное влияние, которое будет иметь серьезные последствия для кавказского энергетического коридора в Европу.

Запад мог бы найти выход из этой ситуации, поглядев на другую сторону Евразии: Азию, где у России и Запада нет крупного конфликта интересов. Несмотря на показное ограниченное региональное влияние, Россия — большая азиатская держава и играет важную геополитическую роль. По иронии судьбы, она в значительной степени способствует усилению Китая за счет продажи оружия и увеличения экспорта углеводородного сырья из Сибири. Как показало привлечение Москвы Пекином для участия в политике по Южно-Китайскому Морю, Россия также становится важным игроком на территории Азиатских морей, стабильность в которых принципиальна для Европейских экономик.

Пока что российско-китайские отношения на самом деле маскируют растущие подозрения Москвы в отношении Пекина и ее опасения быть подчиненной второй по величине экономике в мире. Хотя украинский кризис и привел Москву к усилению стратегического партнерства с Пекином, Запад и Россия могут развивать сотрудничество в Азии по более актуальным вопросам? таким, как нарастающая ядерная угроза со стороны Северной Кореи и возвышение Китая, где интересы России и Запада совпадают.

У Японии есть все шансы, чтобы облегчить сотрудничество между Россией и Западом в Азии и за ее пределами. Несмотря на неблагоприятный геополитический климат с 2014 года, Абэ сохранил теплые личные отношения с Путиным, которые вылились в недавний двусторонний саммит в Сочи. Хотя у двух стран все еще остаются разногласия по поводу договоренностей после Второй Мировой Войны, отношения между двумя лидерами предвещают улучшение политических отношений в будущем.

Экономические реалии также подталкивают к сотрудничеству. Расширение российско-японских экономических связей откроет Сибирь и Дальний Восток, которые находятся ближе к Японии, чем к Европе, мировому рынку инвестиций. Участие японцев также будет работать против растущего присутствия Китая в регионе. Абэ рассматривает только такой сценарий и в Сочи вручил Путину конкретный план для крупных инфраструктурных проектов на азиатской территории России.

Для Запада Япония была надежным союзником, даже ставя себя на один уровень с США и Европой по основным проблемам в Украине, в том числе санкциям, и налаживая отношения с восточно-европейскими столицами, включая Киев. Во время посещения Президентом Украины Петром Порошенко Японии в апреле Абэ подтвердил готовность Токио предоставить Киеву финансовую поддержку в размере до $1,85 млрд, а также в виде различных форм сотрудничества в сфере безопасности, включая помощь в разработке украинской киберполиции. Такие усилия отвечают заявленной стратегии Токио взаимодействия с Москвой, которая заключается в диалоге и давлении, избегая полной изоляции России. Способность Японии одновременно работать с Россией и Украиной по всей Евразии в качестве честного брокера является основным активом для Запада в улучшении своего будущего взаимодействия с Москвой.

Предстоящий саммит G-7 в Исэ-Сима поэтому может быть подходящим случаем для Запада и Японии, чтобы найти некоторые направления для сотрудничества с Россией. Как председатель G-7 Абэ имеет значительные полномочия определять повестку дня и приглашать участников саммита, в том числе и Путина, если Японский лидер захочет это сделать. Используя эти привилегии, Абэ должен стремиться достичь консенсуса в «Большой семерке» в отношении необходимости постепенного восстановления места России в международном сообществе.

Хорошей идеей было бы сделать так же, как сделал экс-президент США Билл Клинтон, который выступил с инициативой создания G-7+1 в 1997 году на саммите в Неаполе, в ходе которого Россия провела неофициальные совещания с государствами-членами. Клинтон добивался международного сотрудничества в направлении либерализации экономики России и заложил основу для предоставления статуса наблюдателя российскому лидеру Борису Ельцину. Москве было в конечном счете предоставлено полное членство в клубе в 1998 году на саммите G-8 в Денвере. Абэ мог бы сделать примерно то же самое.

Исключение России из G-8 в 2014 году олицетворяло разочарование Запада в том, что ему не удалось интегрировать Евразийского соседа в либеральные структуры Европы. По прошествии двух лет сама Европа находится в тяжелейшем кризисе, и целенаправленная деятельность Запада на Украине мешает справиться с проблемами Евразийской России. Азия может стать ключом к решению проблемы с Россией. Учитывая чемпионство Абэ в отношении сохранения либеральных ценностей и его особые отношения с Путиным, Япония могла бы помочь спасти Запад, помогая восстановить позиции России в нем.

Оригинал публикации: «Foreign Affairs»

comments powered by HyperComments