Число угроз для бизнеса таксистов растет

Число угроз для бизнеса таксистов растет

Массовые протесты водителей такси против экспансии сервиса Uber могут оказаться бессильными против новой угрозы.

New_Threat_Taxi_Business_Coming_From_US_Named_Waze_Carpool

Стремление водителей-таксистов «остаться при своих», оставив «при себе» привычные заработки от предоставления услуги частного извоза жителям крупных и не очень городов, попало под «каток» новой угрозы, способной поставить под вопрос сам факт существования бизнеса таксистов. Среди претендентов на звание «убийцы такси» эксперты перечисляют превратившийся в многонациональный сервис Uber, подмявший под себя крупные мировые рынки пассажирских перевозок, и набирающую популярность услугу «каршеринга», возникшую от англоязычного словосочетания «car-sharing» — предоставление автомобиля в аренду. Если первые берут покупателя низкими расценками, лишенными расходов на содержание штата диспетчерской службы и трудоустроенных по всем правилам водителей, то вторые привлекают клиентов максимальным комфортом и свободой передвижения в рамках заключенного с арендодателем Соглашения. Однако «эти двое» не единственные, кто угрожает лишить таксистов привычной работы.

Согласно появившейся в региональной американской прессе информации, в Соединенных Штатах Америки запущен в тестовом режиме новый сервис Waze Carpool, позволяющий проживающим в одном районе населенного пункта жителям добираться до рабочего места на «чужих колесах». Похожая услуга давно существует в сети Интернет, позволяя любителям путешествий воспользоваться свободным пассажирским сиденьем в выезжающей в другой город машине — владельцу транспорта достаточно зарегистрироваться на специальной интернет-площадке, и разместить объявление о наборе пассажиров. Цель услуги — обеспечить потребителей недорогим способом передвижения, когда платить приходится только за потраченный автовладельцем бензин. По такому же принципу действует и новая служба Waze Carpool, серьезно расширившая возможности и потенциальный комфорт от совместной езды. Теперь поехать «вдогрузку» удастся не только в соседний город, но и непосредственно в пределах городской черты — например, в попытке добраться до работы или вернуться обратно домой.

Удар по кошельку

Главный принцип расширяющих функциональные возможности и доступность сервисов вроде Carpool — финансовая выгода, получаемая пассажирами при поездках до места трудоустройства или соседнего городка на пассажирском кресле автомашины, владелец которой до этого работнику или путешественнику не был знаком. Кроме неописуемого удобства и денежной экономии воспользовавшиеся таким сервисом пассажиры получают возможность заводить новые знакомства, чего сегодня сильно не хватает жителям больших мегаполисов — стремительный цикл жизни, когда подавляющую часть свободного времени отнимает дорога до работы и обратно, не оставляет шансов на расширение круга друзей. Социально ориентированная служба Waze Carpool полностью устраняет этот пробел, добавляя к социальной составляющей только автоматизированный механизм списания денежных средств с электронного кошелька или банковской карты пассажира.

Расчет итоговой суммы, которую придется выплатить водителю за возможность быстро и с комфортом добраться до рабочего места, производится исходя из модели автомобиля и пройденного расстояния. Заложенный в программную оболочку алгоритм автоматически рассчитает, сколько топлива потратит на поездку автовладелец, чтобы впоследствии поделить расходы поровну между путешественниками — никакого надувательства, мошенничества или способа дополнительно заработать. С точки зрения налоговых органов, такие денежные операции никак нельзя причислить к категории «доход», что исключает возникновение дополнительных затрат на перечисление налогов с полученной прибыли. Это становится важнейшим фактором для роста популярности новых автоматизированных сервисов из разряда «Найди попутчика в дорогу».

Вторым фактором для популяризации нового направления, похожего по условиям на каршеринг, становится минимизация финансовых затрат. Это-то и нанесет болезненный удар по бизнесу частных перевозчиков, старающихся сохранить возможности для ведения предпринимательской деятельности на выгодных для себя условиях — зачастую, предусмотренные диспетчерскими службами частного извоза тарифы весьма далеки от экономически обоснованных, когда за поездку на расстояние до 2-3 километров приходится расставаться с суммой, достаточной для оплаты 10-20 кругов по городу на общественном транспорте. Львиную долю в тарифах такси занимают услуги водителя, амортизация транспортного средства и допуслуги, тогда как расходы на бензин или газ, в зависимости от типа установленного в машине двигателя, едва достигают 15-20% от стоимости поездки.

После теста — в «бой»!

К настоящему моменту сервис Waze Carpool проходит этап тестирования, ограниченного территориальными границами Зоны Залива в Сан-Франциско. Воспользоваться возможностью доехать до работы на машине соседа, тоже спешащего вовремя попасть в свой рабочий кабинет, можно только на условиях приватной подписки. Приглашения присоединиться к числу тестировщиков рассылаются организаторами проекта по согласованию с уже утвержденными участниками теста, однако после завершения первого этапа проверочных испытаний новый сервис откроет «двери» для многих тысяч жителей США. В этот момент потребители смогут оценить достоинства и функционал новой службы, помогающей повысить комфорт в поездках до работы, сэкономить деньги на дорогу и избавить мегаполисы от чрезмерного количества автотранспорта. Да-да, именно избавление от автомобильных пробок и сокращение количества купленных потребителями автомобилей — главная цель подобных проектов, инициированных крупнейшими американскими корпорациями.

Обсуждаемый Waze Carpool, как и ненавистный для каждого таксиста Uber — представители крупнейшего бизнеса в США, созданного под «предводительством» корпоративного капитала. В первом случае владельцем является компания Google, вот уже больше десятилетия работающая над созданием самоуправляемых автомобилей, которые заменят такси в привычной для потребителей понимании на улицах городов. По задумке руководства американской корпорации, Google-мобили в будущем заменят общественный транспорт, будучи доступными в круглосуточном режиме по первому зову — чтобы вызвать электромобиль, потребуется запустить специальное приложение на смартфоне или планшете, и нажать на кнопку «Нужна машина». После этого на панели управления автономного авто понадобится только указать конечный пункт поездки, и встроенная автоматика самостоятельно доставит пассажиров до нужного места.

Если совместить описанные перспективы использования самоуправляемых авто и сервис Waze Carpool, получается очень выгодная для рядовых потребителей, но при этом катастрофичная для таксистов картина будущего, где единственным способом заработать на частном извозе останется запуск собственного производства по выпуску таких электрокаров с функцией автопилота. Предполагается, что функционал проекта «Найди попутчика», который тестируется сегодня в США — это своеобразное тестирование функциональных возможностей готовящихся к массовой сборке электромобилей Google, способных стать реальной угрозой для служб такси. Если для рынка Америки или Европы такая перспектива выглядит очень многообещающей и скорой в реализации, то в отношении России ее шансы на успех весьма призрачны.

Россия подождет

Говоря о вероятности проявления новой угрозы для бизнеса таксистов в России, стоит вспомнить о похожих проектах на территории нашей страны. Сегодня созданием функции автопилота для автомобилей занимается единственный крупный игрок — автоконцерн КаМАЗ, которому на реализацию этой идеи деньги выделяет российское правительство. Цель властей — получить автономный грузовик, способный передвигаться без участия человека даже по пересеченной местности, где отсутствует дорожное покрытие. В первую очередь, в рамках реализуемых государством оборонных проектов, что автоматически растягивает временные рамки появления данной технологии в гражданской сфере. Ожидать самоуправляемых автомобилей собственного производства на российском рынке придется очень долго, так что с этого «направления» ожидать «удара в спину» владельцам служб такси пока не приходится.

Что же до сервисов-аналогов тестируемому американскому, то и здесь даже о приблизительных сроках появления подобных услуг в России рассуждать пока не стоит — зарегистрированная на территории РФ российская компания Яндекс только-только запустила собственный сервис, аналогичный созданному Uber. Служба Яндекс.Такси является непосредственной угрозой для таксистов, работающих на основании оформленной лицензии, при этом география его распространения еще далека от идеальной — число задействованных в системе городов крайне невелико. Только после полноценного охвата внутрироссийского рынка Яндекс.Такси наравне с частными извозчиками может столкнуться с появлением конкурирующих служб, предлагающих найти попутчика для поездки до работы в городской черте с помощью обычного мобильного приложения. Так что пока российские таксисты могут вздохнуть с облегчением — в перспективе 10-15 лет ждать жесткой конкуренции со стороны «сверхдешевых» интернет-сервисов родом из США и Европы не стоит.

comments powered by HyperComments