Оборотная сторона «Транснефти»

Оборотная сторона «Транснефти»

Сегодня в отношении руководства «Транснефти» действует система круговой поруки, известная как «Manus manum lavat» (лат. — Рука руку моет) – отмечается в докладе.

Транснефть

В распоряжение редакции оказалась часть доклада, составленного рядом авторитетных экспертов, адресованного Президенту России Владимиру Путину, и посвященного деятельности руководства компании «Транснефть», где эксперты подробно разбирают «серые» схемы, в которые сегодня втянута государственная компания, а также сенсационные подробности личного обогащения руководства госкомпании.

Доклад состоит из 15 томов, каждый том содержит описание схем, которые позволяют выводить из компании активы, осуществлять мошеннические действия, направленные на хищение денежных средств российских нефтяных компаний. Редакция получила возможность ознакомиться с деталями одного из расследований, связанными с получением коррупционной ренты при перевалке нефти через порты «Транснефти» по завышенным тарифам. Данное расследование озаглавлено как: «Manus manum lavat» (лат. — Рука руку моет).

По данным экспертов, президент «Транснефти» Токарев совместно с предпринимателем Зиявудином Магомедовым, а также вице-президентом «Транснефти» Алексеем Сапсаем организовали схему, в основе которой — завышенные тарифы по наливу и перекачке нефтепродуктов магистральными нефтепроводами «Транснефти». Схема изобилует фирмами – прокладками, а также фамилиями исполнителей, посредством которых непосредственно осуществляется хищение средств российских нефтяников, среди них: ООО «Транснефть-Терминал» (А.В. Зеленко), АО «Транснефть-Терминал» (М.М. Мельник), ООО «Транснефть-Сервис» и АО «Транснефть-Сервис» (С.Г. Киреев). Данные компании являются единственными посредниками для перевалки нефтепродуктов через порты «Транснефти», и именно с этими компаниями заключают договора АО «Черноморсктранснефть» и АО «Морской портовый сервис».

Screenshot_1

Главным исполнителем этой схемы эксперты считают вице-президента «Траснефти» Алексея Сапсая, ранее возглавлявшего в «Транснефти» ЦУП «ВСТО», который занимался строительством трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Проект и деятельность ЦУП «ВСТО» были аудированы Счетной палатой, которая выявила, что стоимость работ по проекту «ВСТО» была необоснованно завышена, торги по выбору подрядчиков проводились с нарушениями, незаконно уничтожалась документация, а некоторые акты были сфальсифицированы подрядчиками. В результате, объем нецелевых расходов госмонополии в ходе строительства трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан составил около $4 млрд. Неудивительно, что куратором темы по завышению тарифов по наливу и перекачке нефтепродуктов стал именно Алексей Сапсай, отмечают эксперты.

Сегодня вышеперечисленные компании самостоятельно устанавливают тарифы, значительно превышающие ставки ФАС. В результате, нефтекомпании, желающие перекачать свою нефть через порты монополиста, переплачивают в пользу адресатов, зарегистрированных в оффшорах. Объем незаконного бизнеса эксперты оценивают в десятки миллиардов рублей. Например, только по одному из эпизодов оффшорные компании Токарева, Магомедова и Сапсая заработали 500 млн рублей. Мы обратились с запросами в пресс-службу ФАС и в приемную главы ведомства Игоря Артемьева с просьбой прокомментировать данную ситуацию, но оба запроса остались без ответа.

Не больших результатов добилось и МВД России. Изначально, ГУЭБиПК МВД России направило ряд запросов в «Транснефть» с намерением проверить информацию о схемах, в которые была втянута госкомпания. Однако, по словам сотрудника ГУЭБиПК МВД России, пожелавшего остаться анонимным, от руководителя антикоррупционного ведомства Андрея Курносенко поступило неформальное распоряжение прекратить проверку. Возможно, что нежелание Курносенко довести расследование до суда было мотивировано тем, что в числе личных покровителей Николая Токарева — бывший министр внутренних дел РФ – ныне вице-президент по безопасности «Транснефти» Владимир Рушайло, которого глава МВД РФ Владимир Колокольцев попросту называет «папой». В результате, дело сегодня лежит мертвым грузом в 8 отделе Управления «Т» ГУЭБиПК МВД России.

Объективному рассмотрению материалов также препятствуют мощные ресурсы охранных агентств, подконтрольных Зиявудину Магомедову, состоящих из бывших сотрудников ЦРУБОП МВД России, которые имеют возможности незаконного прослушивания, скрытого наблюдения и силовой поддержки. Идет активное давление и вмешательство в процесс объективного рассмотрения материалов, с целью не привлечения  виновных лиц к ответственности. В результате многие свидетели отказываются давать показания, опасаясь за свою жизнь и здоровье.

В докладе отмечается, что, скорее всего, такое резкое противодействие вызвано тем, что данные компании замешаны не только в схеме по завышению тарифов, но и являются частью масштабной системы «теневого рынка» нефти, при котором умышленно завышаются объемы транспортируемой нефти вопреки квотам Минэнерго. Как известно, Минэнерго распределяет среди компаний объемы по направлениям, пропорционально поданным заявкам, причем графики прокачки на ближнее и дальнее зарубежье формируются отдельно. В итоге компании порой получают направления экспорта, которыми не могут воспользоваться. Соответственно, существует и обратный процесс – когда Минэнерго компаниям дает меньше квот на вывоз нефти за рубеж, чем им нужно. И в том, и в другом случаях без компаний-прокладок «Транснефти» не обойтись. Так же известно, что нефтедобывающие комплексы зачастую добывают и перерабатывают гораздо больше нефти и нефтепродуктов, чем по официальной отчетности. Затем эта неучтенная нефть закачивается в трубы «Транснефти» и поставляется за рубеж. В этом случае,  эта нефть перегоняется нелегально,  и, разумеется, никто никаких налогов с этого не платит.

Именно коррупция при распределении квот на поставки нефти стала поводом для скандала, из-за которого в еще 2013 году в отставку ушел заместитель министра энергетики Павел Федоров. С его отставкой скандал удалось замять. И вот теперь, появилась новая цепочка, которая и привела к компаниям руководства «Транснефти», деятельность которых описана в докладе.

Сегодня в отношении руководства «Транснефти» действует система круговой поруки, известная как «Manus manum lavat» (лат. — Рука руку моет) – отмечается в докладе. Отсутствие желания у ФАС заняться проверкой завышенных тарифов, спуск на тормозах дела в ГУЭБиПК МВД России свидетельствуют о том, что спрут «Транснефти» распространил свое влияние на контролеров, регуляторов и правоохранителей. Эксперты отмечают, что «непрозрачность и отсутствие реальной ответственности менеджмента за результаты деятельности уже давно стало больше, чем проблемой, — по словам завлабораторией рыночной экономики экономического факультета МГУ Андрей Колганов — это вопрос политической воли со стороны руководства наладить нормальную систему управления и контроля».

Игорь Канайкин

comments powered by HyperComments