Музыка может улучшить речевые способности детей

Музыка может улучшить речевые способности детей

Может ли музыка улучшить умственные способности вашего ребенка?

Музыка может улучшить речевые способности детей

Возможно, по крайней мере в некоторых отношениях. Новое исследование показало, что прослушивание музыки с вальсовым ритмом – достаточно сложным для младенцев – и отбивание ритма родителями улучшает обработку музыкальных паттернов и звуков речи у младенцев.

«Активное приобщение к музыке, возможно, является еще одним важным опытом, способным повлиять на развитие мозга младенцев и помочь их обучению», – сказала руководитель исследования Кристина Чжао, постдокторант из Вашингтонского университета в Сиэтле.

Однако исследователи говорят, что пока неясно, насколько продолжительным может быть эффект от прослушивания музыки и как долго необходимо слушать музыку, чтобы улучшить обработку музыкальных и речевых паттернов.

Предшествующее исследование – известное как «эффект Моцарта», – в котором изучалось возможное положительное воздействие музыки на развитие мозга младенцев, показало смешанные результаты. Авторы нового исследования полагают, что различия  могут объясняться разной схемой исследований.

В новом исследовании 39 девятимесячных младенцев случайным образом распределили между группой, прослушивавшей музыку, и контрольной группой.

В контрольную группу вошли 19 младенцев. Во время двенадцати 15-минутных сеансов, проводившихся на протяжении месяца, они играли в игрушки.

Остальные 20 младенцев, по словам Чжао, слушали «записи детской музыки, в то время как экспериментатор помогал им и их родителям отстукивать в такт».

«Все песни имели трехдольный размер, как у вальса. Исследователи выбрали его, потому что младенцам его относительно трудно запомнить», – отметила она.

Через неделю после завершения сеансов младенцы прошли сканирование мозга. «Находясь в сканере, младенцы слушали звуки музыки и речи, ритм которых время от времени нарушался, – сказала Чжао. – Реакция мозга младенцев указывала на то, что они замечали нарушение ритма».

Исследователи обнаружили, что мозг младенцев из группы слушавших музыку лучше реагировал на нарушение ритма речи и музыки.

По словам Чжао, результаты «расширили наше понимание того, как младенцы обучаются звукам речи и пролили некоторый свет на возможное сходство в обработке мозгом музыки и речи».

Отчет об исследовании был опубликован 25 апреля в официальном журнале Национальной академии наук США, «Proceedings of the National Academy of Sciences».

Диана Хэнсон-Абромейт, доцент кафедры музыкального образования и музыкальной терапии музыкальной школы Канзасского университета в Лоуренсе, одобрила исследование.

«Уроки музыки могут быть благоприятными как для младенцев, так и для их родителей, – сказала она. – Это может способствовать формированию групп, в которых родители смогут получать ресурсы по обучению детей песням и музыке и по комфортному использованию музыки дома и в повседневной жизни».

Но Хэнсон-Абромейт добавила, что важно, чтобы в такой группе был фасилитатор, понимающий особенности детского развития, – специалист по дошкольному образованию, музыкальной педагогике или музыкальной терапии.

А как насчет опровержения «эффекта Моцарта»?

Хэнсон-Абромейт утверждает, что оригинальное исследование, вызвавшее интерес к влиянию классической музыки на детей, было удачно проведено, но затем последовала «неверная интерпретация нескольких исследований».

Хэнсон-Абромейт объяснила, что «музыка, которую сочинял Моцарт, слишком сложна для младенцев».

Чжао и ее коллеги надеются выяснить, насколько продолжителен эффект от прослушивания музыки и как долго может понадобиться слушать музыку для достижения эффекта. Исследователи, по словам Чжао, также хотели бы узнать, улучшает ли прослушивание музыки общие умственные способности детей.

Евгений Смирнов

Оригинал публикации: «UPI»

comments powered by HyperComments