Не туристическое поведение

Не туристическое поведение

Как Крым встречает российских туристов.

turisti_krim_nash

После присоединения Крыма к России на полуостров отправились толпы туристов. В Крыму уже отдыхают около пяти миллионов человек в год, и турпоток растет. Закрытие популярных зарубежных направлений — Турции и Египта — заставит многих переориентироваться на отечественные курорты, в первую очередь на Сочи и Крым. Но Крым едва ли пока способен выиграть в борьбе у столицы Олимпиады. Морально устаревшие отели, отсутствие сервиса, плохое транспортное сообщение — с таким набором проблем Крым встречает вторую годовщину присоединения к России.

По данным министерства курортов и туризма Республики Крым, за два года пребывания Крыма в составе России количество отдыхающих там увеличилось в два с половиной раза. В этом году турпоток может вырасти еще. Количество бронирований отелей в Крыму, за первые месяцы 2016 года, по данным сервиса онлайн-бронирования отелей Bronevik.co,m выросло на 63% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. На летний сезон в крупных, приличных отелях уже сейчас выкуплены почти все номера. Рост спроса вместе с общей инфляцией привел к удорожанию стоимости размещения в отеля в среднем на 15%.

Крым уже сейчас работает на пике своих возможностей, и рост турпотока, который может произойти на фоне «закрытия» популярных у россиян Египта и Турции, грозит обернуться дальнейшим ростом цен и снижением качества предоставляемых услуг, которое и так оставляет желать лучшего. По данным Федерального агентства по туризму, Крым уже сейчас принимает около пяти миллионов человек в год. Повышение турпотока хотя бы на 150 тысяч человек «создаст проблемы», считают в Ростуризме.

Крым пока проигрывает в борьбе с другой меккой российского морского отдыха — Сочи

Впрочем, Крым пока проигрывает в борьбе с другой Меккой российского морского отдыха — Сочи. В Крыму крайне мало качественных объектов размещения, сервис хромает, а цены не всегда ниже, как было раньше. Хорошие отели с приличным сервисом есть, но они и стоят больше. Кроме того, до полуострова по-прежнему сложно добираться, да и проблемы с электричеством, обнаружившиеся этой зимой, также могут оттолкнуть потенциальных туристов.

«Безусловно, россияне посещают Крым активнее, чем до всех событий, но существует множество ограничений. Во-первых, это ограничения транспортные, во-вторых, проблемы с электричеством — все это сказывается на выборе места отпуска. Даже руководство Крыма рекомендовало остановить раннее бронирование, потому что не понимало, насколько хватит ресурсов, некоторые операторы приостанавливали продажи туров. Сейчас восстановили, но Сочи бронируется чаще, чем Крым, хотя ситуация может измениться», — говорит генеральный директор компании Level.Travel Дмитрий Малютин.

Screenshot_2

Впрочем, жители Крыма рассказывают, что за прошедшие два года некоторые улучшения все-таки произошли.

«В первый год после присоединения многие поехали в Крым. В целом, даже не чувствовалось, что ушли клиенты с Украины. Но многие, кто поехал, разочаровались: день стоять на переправе, как добрался — трудности с обналичиванием денег и так далее. Так что в 2015 поток снизился, следом за этим возросла цена привлечения клиента. Мы с трудом, но набрали гостей, а некоторые стояли пустыми, — вспоминает частный отельер из Севастополя Юрий Скороход в разговоре с „Йодом“. — Сейчас появились хоть какие-то банкоматы, варианты снять деньги. Еда, конечно, подорожала, но спасает то, что в сезон можно купить фермерские продукты — от мяса до фруктов. Многих смущают проблемы с электричеством. Они были всегда, просто только зимой это вскрылось для всех, появилось в новостях. Многие давно научились подключаться к резервной линии питания, она используется и военными. Это легально, просто платишь больше».

Бытовые проблемы — это не единственное, что отталкивает туристов. На полуострове по-прежнему мало качественных объектов размещения. В частности, в Крыму до сих пор не проведена классификация отелей, номерной фонд даже внутри одной гостиницы может быть очень разрозненным — от многоместных номеров с удобствами на этаже до настоящих «президентских» люксов под одной крышей. Это, конечно, попытка удовлетворить запросы самых разных клиентов, вот только далеко не все обеспеченные туристы хотят жить в одном отеле с теми, кто может заплатить не больше 500-1000 рублей за ночь — такова специфика этой аудитории. Разношерстность отелей вызывает проблемы с их продвижением, не все туроператоры готовы работать с такими объектами.

«Уровень сервиса в Крыму — это загадка, и туриста надо готовить к нему»

«Отелей высокого качества мало, нужно строить новые, а это вложения. Сервис — это еще один момент, над которым надо работать. Его нужно улучшать, он не дотягивает до каких-то даже самых минимальных стандартов. Для тех, кто не знает, уровень сервиса в Крыму — это загадка, и туриста надо готовить к нему. Сервис и номерной фонд — это два столпа, которые надо развивать, если рассматривать полуостров, как конкурентное место для туризма», — сказал «Йоду» Дмитрий Малютин из Level.Travel.

В ближайшее время в Крыму могут появиться новые бюджетные варианты размещения. Одна из российских компаний рассказала «Йоду», что планирует в сотрудничестве с крупным туроператором открыть на полуострове сеть хостелов. Уже к следующему летнему сезону на территории Крыма может появиться порядка 20-30 подобных объектов, что, безусловно, привлечет, как минимум, молодежь, ведь размещение в хостелах, как правило, доступнее, чем в отелях, и такой формат проживания уже стал привычным для молодых российских туристов.

Также сейчас на полуострове идет процесс передела туристического бизнеса: у многих частных отелей уже сменились владельцы, другие постепенно выставляются на продажу.

«Многие предприятия ищут новых владельцев, рынок купли-продажи готового бизнеса в Крыму переживает бурный рост в связи с изменением правового поля, переформатированием условий под российское законодательство. Основные продавцы бизнеса в Крыму, разумеется, граждане Украины, на них приходится порядка 70% предложения. Очевидно, неадекватная политика и прессинг со стороны украинского государства вынуждают граждан Украины продавать бизнес в Крыму», — считает исполнительный директор брокера по продаже готового бизнеса Re:Sale Expert Павел Горбов. Покупателями, как правило, выступают россияне, среди них лидируют москвичи и жители Санкт-Петербурга.

Пляж Бахчисарайского района Крыма • Фото: Александр Артеменков / ТАСС
По данным Re:Sale Expert, сейчас на рынке присутствует порядка 30-50 предприятий на продажу в месяц. В основном это предприятия туристического сектора и сферы услуг — кафе, рестораны, мелкие производства, а также коммерческая недвижимость. Средняя стоимость готового бизнеса — 5 млн рублей, небольшой частный отель с неплохими исходными данными можно купить за 10 млн рублей.

«Мы видим, как деньги идут в Крым. Несмотря на санкции, кризис и прочие сложности, мы наблюдаем поток российских инвестиций. Без истерик и лишнего ажиотажа, спокойно и уверенно, бизнес делает то, что и должен делать: идет туда, где выгодно», — говорит Павел Горбов. По мнению эксперта, повышенная активность в этой сфере сохранится еще год-полтора, после чего наступит стабилизация.

Интересно, что несмотря на то, что Крым по-прежнему остается спорной территорией, и именно из-за его присоединения некоторые страны ввели против России санкции, присматриваться к полуострову начали и зарубежные инвесторы.

«Крымские объекты стали интересовать частных инвесторов из Европы, а также крупные европейские фонды. Если раньше о бизнесе в Крыму никто из европейцев и слышать не хотел, то сегодня больше трети потенциальных инвесторов готовы рассматривать возможность покупки крымских предприятий. Инвесторов интересует, прежде всего, туристический сектор, гостиницы, предприятия питания. Сделки могут быть оформлены по российскому законодательству через аффилированных лиц, то есть риски, связанные с санкциями, фактически отсутствуют», — рассказывает Павел Горбов.

«Удивить клиентов наличием моря, пляжей, отелей и катанием на банане не получится»

Помимо появления новых качественных объектов размещения и улучшения сервиса, Крыму может помочь создание собственного бренда, считают эксперты. Раньше Крым продвигался как «всесоюзная здравница», но такая реклама сейчас вряд ли сработает, а просто наличия моря и солнца уже недостаточно.

«Факторы доступности по цене отдыха и удаленности, комфорта и ассортимента услуг — необходимые, но далеко не основные. Удивить клиентов наличием моря, пляжей, отелей и катанием на банане не получится. Даже самые неискушенные российские туристы уже попробовали настоящего комфорта и сервиса на других курортах и ждут от Крыма достойного предложения, а не альтернативы на почве безвыходности ситуации», — говорит управляющий партнер брендингового агентства Depot WPF и сопрезидент Ассоциации брендинговых компаний России (АБКР) Алексей Андреев.

«Даже самые неискушенные российские туристы уже попробовали настоящего комфорта на других курортах»

Продвижение Крыма может быть на руку и Сочи, считает эксперт. «Сам факт того, что Россия возвращается к традиционной конкуренции Крыма и черноморского побережья Северного Кавказа, идущей еще из советских времен, может стать драйвером развития для обеих территорий. Безальтернативность Сочи лишала этот регион импульса, и если бы не Олимпиада и некоторые другие события, мы бы до сих пор „наслаждались“ неухоженными пляжами и пиратскими чебуречными. Развитие Крыма как нового туристического направления бросает вызов соседям по Черному морю», — говорит Андреев.

По его словам, формирование полноценного туристического бренда Крыма могло бы также решить ряд политических и экономических задач. «Брендинг Крыма необходим для того, чтобы закрепить статус субъекта на международной арене, привлечь инвестиции, развить инфраструктуру, улучшить качество жизни местного населения, создать комфортные условия для бизнеса и жизни», — говорит Алексей Андреев. По его мнению, в создание полноценного туристического бренда Крыма должны включиться и государственные органы, и российский бизнес, и широкая общественность.

Екатерина Сахарова

«ЙодНьюс»

comments powered by HyperComments