Такой вопрос возникает после обнародования информации о наложении штрафных санкций на владельцев электромобилей за “загрязнение экологии”, зафиксированные в Сингапуре и Казахстане.
Логическим шагом после выписывания штрафов автовладельцам, эксплуатирующим транспортные средства на электрической тяге, становится инициатива штрафовать потребителей электроэнергии за выбросы CO2. Именно такой логики придерживаются власти в Сингапуре и Казахстане, решившие высчитывать экологические показатели электромобилей путем расчета выбросов углекислого газа на предприятиях, вырабатывающих электричество. За основу берутся показатели загрязнения экологии угольными и мазутными электростанциями, выбрасывающими в атмосферу планеты колоссальные объемы CO2 путем сжигания углеводородов при высоких температурах. Согласно расчетным показателям правоохранительных органов Сингапура, потребляющий 444 Вт⋅ч энергии на километр пути автомобиль Tesla Model S выбрасывает 222 грамма вредных веществ за каждый пройденный км автодороги, что серьезно превышает установленные законодательством страны нормативы.
По данной логике, следующим шагом властей станет принуждение к оплате штрафов за выбросы CO2 всех потребителей электроэнергии, включая владельцев мобильных устройств, телевизионных панелей и других электроприборов. День работы “прожорливого” холодильника обойдется домовладельцу, где установлено холодильное оборудование, в дополнительные $10-15, которые, согласно действующим международным правилам, уже оплачиваются производителями электроэнергии. Налицо попытка реализовать двойное налогообложение, когда за выбрасываемый в атмосферу Земли углекислый газ оплачивается и производителем энергии, и потребителем в лице автовладельца. При этом законодательство ряда государств предполагает выделение налоговых субсидий для покупателей электрокаров как не загрязняющих воздух транспортных средств.
После выписанного гражданину Сингапура штрафа в размере $10800 за превышение предельно допустимых норм выброса CO2 при эксплуатации электромобиля Tesla Model S похожими действиями “отличились” и правоохранительные органы Казахстана. По информации главы алматинского автоклуба, состоящего из владельцев электромобилей Tesla, сотрудники ГАИ не пропустили колонну из экологически чистых автомашин на высокогорный комплекс МЕДЕУ, руководствуясь распоряжением правительства о запрете на поездки на гору для автомобильного транспорта “из-за выбросов вредных веществ”. Таким образом вопрос приравнивания рядовых потребителей электроэнергии к автовладельцам, использующим машины с электродвигателями, для взыскания дополнительных сборов за загрязнение окружающей среды – лишь вопрос времени. По крайней мере, в Сингапуре и Казахстане, примером которых впоследствии могут воспользоваться и столкнувшиеся с трудностями при выполнении бюджета другие страны мира.
Евгений Кишьян