Дом-сказка

Дом-сказка

Вашему вниманию обзор одного из самый интересных домов в столице России.

Столовая в русском стиле

Дом-сказка, как называют его экскурсоводы, стоит на пересечении Соймоновского проезда и Пречистенской набережной уже почти 110 лет: строили его два года — с 1905-го по 1907-й. А началось все с вида: Кремль, Храм Христа Спасителя, Москва-река — идеальная столичная картинка очень уж приглянулась дворянину Петру Перцову, выросшему в Казани. Сам он писал: «В ноябре 1902 г. я посетил как-то Ивана Евменьевича Цветкова, только что построившего себе или, вернее, для своей коллекции картин на набережной р. Москвы, близ храма Христа Спасителя, двухэтажный особняк в русском стиле по рисунку В.М. Васнецова. Из окон его главного зала я залюбовался открытым видом на Кремль и высказал И.Е., что завидую ему, что он нашел такое прекрасное место под выстройку дома. И.Е. поймал меня на слове и предложил указать мне еще лучшее место при условии, что я, приобретя его, построю дом также в русском стиле».

1

2

Денег на покупку участка Перцов действительно не пожалел (дом, правда, записали на жену — под именем «доходного дома Перцовой» он и остался в истории) и конкурс среди архитекторов и художников тоже провел масштабный: в нем участвовали художники Васнецов и Малютин, а в жюри входили знаменитые Суриков, Поленов, Шехтель. Победил в конкурсе Виктор Васнецов, но самому Перцову больше приглянулся другой проект — Сергея Малютина, автора росписи первой русской матрешки, архитектором же он выбрал мастера модерна Николая Жукова.

Утверждение проекта проходило долго — хозяин лично руководил всеми работами, а сам дом построили всего за год — маленький срок для такой сложной конструкции: резные лестницы, витражи, изразцовые печи, курительные комнаты, асимметричные балконы и окна, мифологические существа на фасаде. О необычном здании быстро начали говорить, первые жильцы «бронировали» для себя квартиры еще во время постройки, так что дом очень скоро был заселен, причем самой разной публикой.

Кто жил

В задней части дома были простые квартиры для тех, кто не может позволить себе подлинной роскоши, в передней же убранство комнат напоминало скорее музей, чем жилое помещение. Квартира самих Перцовых, например, выглядела так: «Салон с панелями и хорами из красного дерева, спальную с нишей и восточную курительную комнату отделывал мебельщик Коршанов, а столовую русского стиля, как и вестибюль, и лестницу,— кустари, выписанные из Нижегородской губернии. Стены столовой резались из дуба, а арки, наличники и карнизы — из березы. Посудный лифт для спуска кушаний из кухни в буфет при столовой обделан в виде изразцовой майоликовой печи. Красивы вышли хоры с библиотечными на них шкафами и широким под ними камином. В большом окне ниши вставлено цветное, исполненное Строгановским училищем по рисунку Врубеля стекло с изображением «Въезда победителя». Картина Малявина «Мужик» была вделана в стену над письменным столом. Под широким, во всю стену, трапецеидальным окном с зарисованными цветами и арабесками стеклами стояла дубовая, с резьбой, скамья. Березовая резная арка, с резным окошечком, отделяла от столовой «Думку», на стене которой против арки висело большое синее полотно Рериха — «Заморские гости».

3

Не только Перцов любил художников — они тоже полюбили выстроенный им дом: в мансардах устроили художественные мастерские и даже называли дом «московским Монпарнасом». Здесь работали авангардисты Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Александр Куприн, Василий Рождественский, Павел Соколов-Скаля.

Столовая в русском стиле
Столовая в русском стиле

Сам же хозяин дома Петр Перцов прожил в нем 15 лет, а после революции был выселен из собственного детища без возможности вернуться: в 1922 году его арестовали по «делу церковников» — за попытку спасти от разорения Храм Христа Спасителя.

После этого в доме появился, пожалуй, самый известный его житель — революционер Лев Троцкий, который поразил своими эстетическими предпочтениями даже иностранных дипломатов. Для проживания он выбрал квартиру самого Перцова, особняк в четыре этажа, и там организовывал приемы для целых делегаций. Дочь Перцова Зинаида, уже будучи в эмиграции, писала: «Я прочла мемуары одного английского дипломата, описывающего пышный прием, данный Троцким для дипломатического корпуса. Дипломат восторгался его замечательным вкусом! Я поспешила написать наивному автору, что все поразившие его картины, статуи, вазы и мебель были собственностью моего отца».

Что было

Любителям искусства Дом Перцова был знаком и по другому поводу: 29 февраля 1908 года в здешнем подвале начал работать знаменитый театр-кабаре «Летучая мышь». По сути, это был даже не клуб, а актерский кружок: молодые звезды Московского художественного театра — от Ольги Книппер-Чеховой и Василия Качалова до Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко — собирались здесь сперва по ночам, чтобы репетировать, обсуждать актерские находки и ставить мини-спектакли для самих себя. Но слухи быстро распространялись по городу, и театральный подвал вскоре заполнили зрители: богемная молодежь, художники и поэты, писатели и музыканты.

Актерская труппа театра «Летучая мышь»

Место стало поистине культовым: здесь показывали пародии на знаменитые спектакли МХТ, организовывали музыкальные вечеринки и читали рассказы современных писателей. А через год театр перебрался в более просторное помещение, но судьба его все равно была печальной, как и арестованного хозяина дома — Перцова: после революции театр был закрыт и большая часть труппы уехала из страны.

4

Сейчас в доходном доме Перцова — управление МИДа России по обслуживанию дипломатического корпуса. Внутрь здания, конечно, не попасть, и скрываются ли теперь за красивым фасадом резные лестницы — не увидеть.

При написании текста использовались материалы журнала «Русское искусство», архивные фотографии с сайта pastvu.com

Анна Дубинская

«ЙодНьюс»

comments powered by HyperComments