Энциклопедия на миллиарды

Энциклопедия на миллиарды

Журналисты выяснили, сколько могла бы зарабатывать Википедия.

wikipedia

В этом году Википедия празднует свое 15-летие. Создатели крупнейшей интернет-энциклопедии Ларри Сэнглер и Джимми Уэльс основали проект на утопической идее свободного доступа каждого человека ко всей сумме знаний человечества и спустя полтора десятилетия эта концепция не поменялась. Но что было бы, если бы Википедия вдруг решила начать зарабатывать?

Несмотря на то, что постоянный рост интернет-энциклопедии требует постоянных затрат, ее основатель Джимми Уэйлс до сих пор отказывается делать проект коммерческим. «Мы не продаемся» — таков первый пункт в списке правил Википедии. Фонд Викимедиа, который занимается финансированием проекта, живет на пожертвования пользователей, в прошлом году они составили $75 млн — столько Фейсбук зарабатывает за один день. В этом году проект рассчитывает собрать $100 млн, чтобы покрыть расходы на ближайшие несколько лет.

«Организовать Википедию как бесприбыльную компанию — либо самый умный, либо самый глупый поступок в моей жизни», — комментирует Уэйлс. «Йод» посчитал, как мог бы зарабатывать один из самых амбициозных интернет-проектов, если бы стал коммерческим, основываясь на примерах других интернет-гигантов.

Реклама

Википедия могла бы разместить рекламу в виде баннеров в нескольких местах на странице: под заголовком статьи, в левой колонке под пунктами меню и справа под врезкой с кратким содержанием статьи. Стоимость размещения баннеров на сайте зависит от большого количества показателей — это аудитория сайта, его популярность и посещаемость. Википедия по данным за 2015 год занимает седьмое место по посещаемости в интернете, а потому в расчетах «Йод» ориентировался на расценки соцсети «Вконтакте», которая заняла шестое место по популярности среди интернет-пользователей. Цена на баннерную рекламу на этом сайте составляет в среднем $0,4 за тысячу показов.

Теперь умножим эту цену на количество баннеров на каждой странице (их три) и на количество просмотров сайта — по данным на декабрь 2015 года оно составляло почти 15 млрд в месяц. Таким образом по приблизительным подсчетам Википедия могла бы зарабатывать как минимум $18 млн в месяц на одной только баннерной рекламе.

Фотография Джимми Уэльса с баннера, где он просил денег на поддержание проекта, стала мемом

Кроме того, онлайн-энциклопедия могла бы размещать на сайте контекстную рекламу или связанные с темой статьи ссылки на сторонние ресурсы, например, на онлайн-кинотеатр и книжный интернет-магазин в статье о Гарри Поттере. Подобное сотрудничество предлагает Amazon.com. Если предположить, что свободная энциклопедия разместила платные ссылки в 10% статей, а затем по ним перешли 0,25% посетителей (это среднее значение, которое предлагает использовать сам Amazon), то Википедия получит 8,5% комиссии с их покупок. Средний чек в этом интернет-магазине составляет $50, а 15% пришедших на сайт пользователей обычно уходят с покупками. За счет этого Википедия сможет заработать порядка $2,4 млн в месяц.

Вики-магазин

Википедия — это узнаваемый бренд и его можно продавать в виде сувениров, как это делают Google, Яндекс и прочие интернет-гиганты. Стандартные товары в подобном магазине — это кружки, футболки и флешки. Футболка с символикой Google в официальном магазине стоит $21,64, кружка — $6,55, а флешка — $10,75. Это значит, что средний чек в Вики-магазине будет составлять порядка $13. В месяц сайт посещает более 500 млн человек. Даже если предположить, что покупки в интернет-магазине Википедии будет совершать всего 1% посетителей сайта, то за месяц проект сможет зарабатывать до $65 млн.

Платный контент

Раньше всех освоили формат платного доступа интернет-версии крупных американских газет. Среди флагманов нововведения оказались The New York Times, Wall Street Journal и Los Angeles Times. Сейчас The Wall Street Journal насчитывает около 400 тысяч подписчиков, которые платят $6-8 в неделю за доступ к материалам сайта.

Для Википедии более реальной представляется модель The Financial Times, которая разрешает незарегистрированным пользователям бесплатно просматривать ограниченное количество статей в месяц. Сейчас на газету подписаны 63% ее читателей, которые платят в среднем $7 в неделю. Несмотря на то, что Википедия значительно больше востребована пользователями, чем узкоспециальная FT, для простоты будем считать, что процент подписавшихся на платную Википедию будет соответствовать доле читателей безлимитной FT и составит 315 млн человек. При аналогичной крупным западным изданиям стоимости подписки — $7 в неделю — Википедия сможет выручать $8,82 млрд в месяц.

Но такие заработки будут возможны, только если после введения платной подписки проект не потеряет читателей. Основываясь на данных о посещаемости британских The Times и The Sunday Times, которые потеряли 62% читателей за счет нововведения, можно уменьшить возможную сумму выручки до $4,23 млрд.

Гораздо более демократичный способ заставить пользователей платить за контент — это ввести платные комментарии, как сделал американский журнал Tablet, а вслед за ним российский TJ. Издания пояснили, что это способ бороться с интернет-троллями. Tablet предлагает комментирование статей за $2 в день или $18 в месяц. Предположим, что заинтересоваться платным общением под статьями могут самые преданные читатели Википедии, которые зарегистрированы как авторы, их 60 млн (на самом деле редактируют и пишут статьи чуть больше 70 тысяч человек). В таком случае Википедия сможет зарабатывать на комментировании $1,08 млрд в месяц.

Википедия под обложкой

Википедию уже несколько раз пытались напечатать, но только в качестве арт-проекта. Первым стал художник Роб Мэтьюс, который в 2009 году напечатал избранные статьи из английского раздела энциклопедии, у него получилась книга толщиной в пять тысяч страниц. Так он пытался продемонстрировать незаменимость этого ресурса именно в электронном виде.

Спустя несколько лет сервис PediaPress в сотрудничестве с фондом Викимедиа создала программу, с помощью которой можно распечатать и превратить в книгу любые материалы из энциклопедии. По их подсчетам, для этого пришлось бы использовать тысячу книг суммарно на 1,2 млн страниц. Разработчики надеялись таким образом визуализировать хранящийся в Википедии объем информации и собирали деньги на проект с помощью краудфандинговой платформы Indiegogo, но не набрали необходимую сумму. Сейчас самостоятельная печать книги с помощью сервиса обходится в €8 за первые 100 страниц, каждые 100 дополнительных стоят €3. Википедии отходят 10% дохода от продажи этих книг, но статистика их продажи неизвестна, а потому прибыль посчитать невозможно.

По словам шеф-редатора издательства АСТ Ильи Данишевского, ни один книжный магазин не возьмется всерьез продавать тысячу томов интернет-энциклопедии. Тем не менее, если предположить, что какое-нибудь издательство согласится на такой рискованный проект, то получится следующее. Последний тираж энциклопедии Britannica составил 40 тысяч экземпляров, каждый том собрания стоил $43. Таким образом за вычетом комиссии издательства в 20% Википедия могла бы заработать на продаже своей печатной версии $1,34 млрд.

ИТОГО: $5,65 МЛРД

Юлия Кошеляева

«ЙодНьюс»

comments powered by HyperComments