Как изменился медиа-рынок в России

Как изменился медиа-рынок в России

Приключения иностранцев в российских СМИ закончилось.

SMI

К 15 февраля 2016-го иностранные владельцы российских СМИ должны были продать или отдать большую часть своих активов местным партнерам. В соответствии с законом, принятым в прошлом году, зарубежным компаниям и бизнесменам разрешено владеть не более 20% долей в российских медиа. Роскомнадзор уже заявил, что получил 821 уведомление от учредителей СМИ — о том, что они исполнили закон. «Медуза» рассказывает, как к середине февраля изменилась структура собственности в крупнейших российских медийных компаниях. Во многих из них новые владельцы еще не успели повлиять ни на редакционную политику, ни на состав редакции; случаи, где это произошло, отмечены в тексте особо.

Холдинг СТС-Медиа

Активы: телеканалы СТС и «Перец»

Выручка: 27,2 миллиарда рублей

Чистая прибыль: 3,7 миллиарда рублей

Прежние владельцы: MTG (Швеция, 38% акций), миноритарные акционеры (37% акций), Telcrest (кипрский оффшор, акции которого принадлежат в том числе банку «Россия» бизнесмена Юрия Ковальчука; 25% акций).

Как изменилась структура собственности: 75% акций холдинга было продано за 193 миллиона долларов компании ЮТВ бизнесмена Алишера Усманова и его партнера, гендиректора «Мегафона» Ивана Таврина. Последний транш был получен в начале февраля 2016 года. Теперь 75% акций холдинга принадлежит ЮТВ, 25% остаются у Юрия Ковальчука через кипрскую Telcrest (у оффшоров по закону есть еще год на то, чтобы снизить свою долю до 20% — прим. «Медузы»).

В редакции CTC-Медиа Фото: Артем Геодакян / ТАСС / scanpix

ИД Hearst Shkulev Media (HSM)

Активы: HSM издает журналы Maxim, Elle, Marie Claire, Psychologies и другой глянец, которым владеет в России с 2011 года. Совокупная аудитория всех изданий ИД — 18,2 миллиона человек. HSM также принадлежит сеть городских и региональных сайтов с суммарной аудиторией 19 миллионов человек.

Выручка (здесь и далее — по итогам 2014 года): 10 миллиардов рублей

Чистая прибыль в 2014 году: н. д.

Прежние владельцы: американский холдинг Hearst (50%), Виктор Шкулев (50%)

Как изменилась структура собственности: летом 2015-го были зарегистрированы две компании — Hearst Shkulev Publishing и Hearst Shkulev Digital Media. Обе стали учредителями всех СМИ, входящих в ИД. В обеих компаниях доля американцев из Hearst составляет уже только 20%, остальное — у Виктора Шкулева. Формально контролировать издательский дом стал Шкулев; у Hearst больше нет права согласовывать кандидатуры главных редакторов и влиять на редакционную политику. Американцы могут заниматься только вопросами получения и распределения прибыли.

Что изменилось в редакционной политике: Ничего. Более того, мужской журнал Maxim продолжает троллить политиков. В январском номере появилсяматериал, рассказывающий про 16 типов самых колоритных патриотов, где высмеиваются известные политические и телевизионные деятели. Например, про типаж телеведущего Дмитрия Киселева сказано: «Глаза стеклянные, умеет лгать без малейшего напряжения, так как аналитические способности давно атрофировались за ненадобностью».

Группа компаний MTG

Активы: кабельные каналы Viasat (History, TV1000, «Русское кино» и другие).

Выручка: 448 миллионов шведских крон (январь—сентябрь 2015 года), это 4,08 миллиарда рублей по современному курсу

Чистая прибыль: н. д.

Прежние владельцы: медиакомпания Modern Times Group (Швеция)

Как изменилась структура собственности: MTG продала активы семейству иностранных фондов Baring Vostok (20%) и партнеру этих фондов Анатолию Карякину (80%), который занимается рекламным бизнесом. В конце декабря он продал свою долю Национальной медиа группе.

Юрий Ковальчук Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости / Scanpix

Телесеть Discovery

Активы: 11 кабельных телеканалов включая Discovery Channel, Animal Planet, TLC и Eurosport.

Выручка: 3,3 миллиарда рублей

Чистый убыток: 15,4 миллиона рублей

Прежние владельцы: Discovery Networks (США)

Как изменилась структура собственности: 80% акций «Дискавери коммьюникейшн» были проданы американцами «Национальной Медиа Группе», которую, по неофициальным данным, контролируют Юрий Ковальчук, Алексей Мордашов и «Сургутнефтегаз». Осенью 2015-го для вещания каналов Discovery была создана компания «Медиа альянс». На 20% она принадлежит Discovery Networks, на 80% — «Национальной Медиа Группе».

ИД «Burda»

Активы: более 80 периодических журналов, в том числе сам Burda Style, «Лиза», Playboy и другие, плюс около 60 их специальных выпусков. Лидер российского рынка периодики по продажам журналов и охвату аудитории. Общая аудитория — 34 миллиона человек.

Выручка: 2,8 миллиарда рублей

Чистый убыток: 75,4 миллиона рублей

Прежние владельцы: Burda Verlag Osteuropa (Германия)

Как изменилась структура собственности: по данным источников на рынке, издательский дом разделился на коммерческую и издательскую части. Всю издательскую часть сперва передали во владение главному бухгалтеру ИД Александру Ефимову. После того как Роскомнадзор «выразил озабоченность» этой сделкой, Ефимов уволился и стал просто владельцем изданий. Таким образом, коммерческие активы и продажа рекламы полностью принадлежат Burda Verlag Osteuropa. Периодическими изданиями ИД на 90% владеет Ефимов; у Burda Verlag Osteuropa — 10%.

Глава Disney в России Марина Жигалова-Окзан Фото: Александра Мудрац / ТАСС / Scanpix

ИД «Фэшн пресс»

Активы: журналы Cosmopolitan, Esquire, «Популярная механика», Harperʼs Bazaar и «Домашний очаг», онлайн-версии этих журналов, а также издание Robb Report.

Выручка: 2,7 миллиарда рублей

Чистая прибыль: 207 миллионов рублей

Прежние владельцы: Sanoma Magazines (Финляндия), Hearst (США)

Как изменилась структура собственности: консорциум инвесторов во главе с венчурным предпринимателем Сергеем Азатяном создал новую компанию Inventure Partners, в которой 80% принадлежат россиянам. Среди них — владелица дома Rusmoda Оксана Лаврентьева и глава Disney в России Марина Жигалова-Озкан. Также в консорциум входит управляющая компания «Апрель Капитал». У Hearst остался 20-процентный пакет, российским инвесторам была продана доля Sanoma Magazines.

ИД Conde Nast

Активы: Журналы Vogue, GQ, Glamour, Tatler, Allure, AD Russia.

Выручка: 2,7 миллиарда рублей

Чистая прибыль: 356 миллионов рублей

Прежние владельцы: Advance Publications (США)

Как изменилась структура собственности: учредителем издательского дома стало новое юридическое лицо ОАО «Лайфстайл Медиа» (98% его акций принадлежат ЗАО «Конде Наст», 2% — у американской Conde Nast Russia LLC). При этом американский Conde Nast Russia LLC — единственный собственник ЗАО «Конде Наст». Генеральным директором ОАО «Лайфстайл Медиа» и ЗАО «Конде Наст» является один и тот же человек — Анита Гиговская. Получается, что издательским домом владеет российское юридическое лицо, почти полностью принадлежащее американской компании.

Президент Conde Nast Россия Анита Гиговская Фото: Петр Кассин / Коммерсантъ

ЗАО «Бизнес Ньюс Медиа»

Активы: газета «Ведомости»

Выручка: 955 миллионов рублей

Чистый убыток: 203 миллиона рублей

Прежние владельцы: Sanoma Magazines (Финляндия), Pearson (Великобритания), Dow Jones (США) — в равных долях

Как изменилась структура собственности: как уже рассказывала «Медуза», Демьян Кудрявцев выкупил издательский дом с помощью своих друзей — Владимира Воронова и Мартина Помпадура. Financial Times и The Wall Street Journal полностью вышли из проекта.

ИД AxelSpringer Russia

Активы: журналы Forbes, ОК, GEO, «GEOленок», «Gala Биография».

Выручка: 872 миллиона рублей

Убыток: 155 миллионов рублей

Прежние владельцы: AxelSpringer International (Германия)

Как изменилась структура собственности: произошла прямая продажа всего издательского дома предпринимателю Александру Федотову, владевшему ИД Artcom Media. Издательский дом переименован в «АС Рус Медиа»

Что изменил новый владелец в редакции: журналы GEO, «Gala Биография» и «GEOlenok» закрыты. Ушел весь предыдущий топ-менеджмент, в том числе гендиректор «Аксель Шпрингер Раша» Регина фон Флемминг, которую заменила Наталья Гандурина. Уволился главный редактор журнала Forbes Эльмар Муртазаев. Его сменил Николай Усков, работавший в журнале GQ и в проекте «Сноб». После прихода Ускова заявления об увольнении написали еще несколько ключевых сотрудников, включая шеф-редактора сайта Forbes.Ru Максима Товкайло.

Александр Федотов на пресс-конференции Фото: Владимир Астапкович / ТАСС / Scanpix

ИД United Press

Активы: журналы Harvard Business Review, Menʼs Health, National Geographic, газета The Moscow Times.

Выручка: 2,5 миллиона евро (I квартал 2015 года), это 215 миллионов рублей по современному курсу

Чистая прибыль: н. д.

Прежние владельцы: Sanoma Magazines (Финляндия)

Как изменилась структура собственности: произошла прямая продажа прав на бренд известному медиаменеджеру Демьяну Кудрявцеву, который был, в том числе, одним из гендиректоров ИД «КоммерсантЪ».

Что изменил новый владелец в редакции: из ежедневной газеты The Moscow Times стал еженедельником. Из-за разногласий в сфере финансов и управления редакцией ушел главный редактор The Moscow Times Наби Абдуллаев. Его сменил Михаил Фишман. Редакционным директором The Moscow Times стал Юрий Сапрыкин.

Сеть кабельных каналов Turner

Активы: кабельные телеканалы, среди которых русская версия CNN, Cartoon Network и Boomerang

Выручка: 224 миллиона рублей (только ООО «Тернер детские программы»)

Чистый убыток: 10 миллионов рублей

Прежние владельцы: Turner Broadcasting System (США; владелец — американский медиамагнат Тед Тернер).

Как изменилась структура собственности: В декабре 2015 года Тернерпродал бизнес в России компании «Медиа альянс», на 80% принадлежащей «Национальной Медиа Группе». 20% акций принадлежат американцам из Discovery Networks.

Илья Жегулев

«Медуза.ио»

comments powered by HyperComments