«Китайский уклон» группы «Сумма»

«Китайский уклон» группы «Сумма»

На прошлой неделе между братьями Магомедовыми и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) было заключено соглашение о совместных инвестициях в строительство угольного терминала «Север» в порту «Восточный».

ziyavudin_magomedov

 Проект реализует ЗАО «ПО «Приморнефтегазпром», входящий в группу «Сумма». РФПИ также будет способствовать привлечению в проект международных инвестиций. Терминал будет специализироваться на перевалке российского угля на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Основные рынки сбыта – Китай и Япония. Первую очередь терминала мощностью 7 млн. тонн в год планируют к запуску в 2018 году.

Столь масштабные инфраструктурный проект можно было бы только приветствовать, особенно в рамках стратегии «разворота на Восток». Однако, с учетом предыдущего опыта группы «Сумма», по поводу сроков запуска терминала возникают вопросы. Нашумевший в свое время проект строительства железнодорожной ветки Кызыл (Тува)  – Курагино (Красноярский край) обещал стать «великой стройкой капитализма». Тендер на строительство выиграла подконтрольная «Сумме» компания «Стройновация». Однако из-за срыва сроков строительства и невыполнения обязательств перед заказчиком в лице «Росжелдора», правительство свернуло инвестиции в проект.

Дальше началась история взаимных претензий по поводу того кто кому должен денег. «Росжелдор» потребовал от «Стройновации» 5 млрд. рублей аванса. «Стройновация» отказалась платить требование «Росжелдора» выполнил «Альфа банк», который выдал гарантии «Стройновации» на сумму 14,2 млрд. руб. В свою очередь «Альфа банк» потребовал выплаты этих денег у «Стройновации». Компания требование выполнила, но через некоторое время подала иски в суд на банк и  ФГУП «Единая группа заказчика» (дочерняя компания «Росжелдора») на общую сумму около 10 млрд. руб. 3 февраля сего года Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы полностью отменил решение Арбитражного суда Москвы о взыскании с «Альфа-банка» 6 млрд руб. по иску ООО «Стройновация». По информации РБК, «Стройновация» будет обжаловать решение апелляционной инстанции.

Таким образом, железнодорожная ветка не построена, а финансовые тяжбы длятся до сих пор и непонятно когда закончатся. А ведь о проекте ж/д ветки «Кызыл — Курагино» тоже много было сказано слов о важнейшем для страны инфраструктурном проекте. Те же самые слова говорятся о строительстве угольного терминала в порту «Восточный». Правда, в данном случае государство выступает в роли соинвестора, а также агента группы «Сумма» в поиске зарубежных инвестиций. Резонно предположить, что «Сумма» привлекла к проекту РФПИ поскольку самостоятельно не может его реализовать. При этом о сроках окупаемости проекта и его экономической целесообразности общественности не сообщают. В прессе публикуются комментарии о том, что терминал начнет приносить прибыли, когда цены на уголь вырастут. Но когда эти цены вырастут и вырастут ли вообще, если учесть факт тектонических сдвигов на мировых энергетических рынках. Даже по поводу «отскока» цен на нефть в обозримом будущем большинство комментаторов выражают пессимизм. Основной потребитель угля Китай также меняет свою энергетическую стратегию вкладывая большие средства в «зеленую энергетику», изучая возможности развития собственной добычи сланцевого газа и т.д. Так что не очень понятно на какое «светлое будущее» угольной промышленности рассчитан этот проект.

Тем не менее, активные поиски инвесторов группа начала еще в прошлом году. С этой целью были заключены соглашения с банками GoldmanSachs, MorganStanley и «ВТБ Капитал». Но пока поиски особых результатов не дали, поэтому пришлось «подключить» РФПИ, т.е. в очередной раз обратиться за помощью к государству.

Правда один крупный частный инвестор проявляет интерес к сотрудничеству. Речь идет о крупнейшем арабском портовом операторе DP World. Вместе с РФПИ недавно он создал совместное предприятие DP WorldRussia. DP World также рассматривает возможность покупки доли в другом проекте группы «Сумма» — порту «Зарубино». Помощь арабских инвесторов может прийтись кстати, т.к. в прошлом году замминистра транспорта Виктор Олерскийзаявлял, что проект «Зарубино» «буксует» и для его реализации могут потребоваться госинвестиции. Напомним, что стоимость проекта «Зарубино» оценивается в 154 млрд. рублей. Эта сумма необходима для расширения существующего порта в бухте Троицы в Приморском крае недалеко от границы с Китаем. Около 60% грузооборота порта придется на транзитные перевозки из северных провинций Китая в южные. Иными словами, группа «Сумма» вклинивается в инфраструктуру Поднебесной. Китай заинтересован в возможностях российского незамерзающего порта, но на своих условиях. Долгое время шли споры между Россией и Китаеми в 2015 году вроде бы достигли договоренностей.

Китай традиционно уделяет большое внимание инфраструктурным проектам как внутри страны, так и за ее пределами. Проект «Шелкового пути», который реализует сейчас Китай, носит глобальный характер. Зиявудин Магомедов в прошлом году был утвержден вице-председателем и членом исполнительного совета Международной торговой палаты «Шелкового пути». Это ассоциация бизнеса, созданная для поддержки проектов в рамках «Экономического пояса Шелкового пути». Штаб-квартира организации расположена в Гонконге.В феврале прошлого года в Китае был создан Фонд «Шелкового пути» размером в $40 млрд. Группа «Сумма» видимо намерена поучаствовать в освоении этих средств. Но как говорится, «кто платит, тот и заказывает музыку». Первый поезд в рамках нового «Шелкового пути» был отправлен из Китая по территории Казахстана и Азербайджана в Грузию в обход России. По сообщению РБК, источник, близкий к Зиявудину Магомедову, сообщил, что группа «Сумма» будет прикладывать усилия к тому, чтобы маршруты «Шелкового пути» проходили по территории России. Это больше похоже на отговорки и оправдание. Китай очень жестко отстаивает свои экономические национальные интересы и «усилий» владельцев «Суммы» явно недостаточно для того, чтобы повлиять на решения компартии Китая.

Если резюмировать все вышеизложенное, то стратегия группы «Сумма» заключается в том, чтобы спасти свои портовые проекты за счет российского государства (путем привлечения РФПИ) и попыток получить долю в китайских фондах. Очевидные противоречия и конкуренция между Россией и Китаем Зиявудина Магомедова не смущают. Без государственных инвестиций не обходился ни один крупный проект «Суммы». Но так как российское государство из-за кризиса сокращает расходы везде, где только можно, то почему бы не воспользоваться возможностями более богатого государства – Китая? Нельзя сказать, что это патриотично, но зато прагматично.

Иван Семенов

comments powered by HyperComments