От перемены мест слагаемых Сумма… меняется

От перемены мест слагаемых Сумма… меняется

Владельцам группы «Сумма» братьям Магомедовым опять пророчат скорый отъезд.

ziyavudin_magomedov_summa_group

Если в любом проявлении общественно-политической и экономической жизни страны пытаться увидеть тайный смысл, то конфликт департамента транспорта мэрии Москвы с мобильным сервисом заказа такси Uber одноименной американской, а по сути уже международной, компании можно было бы представить как конфликт двух провластных чиновничье-олигархических группировок. С одной стороны – мэр Москвы Сергей Собянин, выходец из команды Владимира Путина, с другой, группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, считающаяся близкой к Дмитрию Медведеву. Венчурный фонд Caspian VC Магомедова упоминают среди крупных российских инвесторов «самого дорогого» стартапа в мире, как называют Uber.

Можно вспомнить, что в свое время именно Дмитрий Медведев выставил из столицы прежнего мэра Юрия Лужкова. А все бонусы вроде как достались президентской команде. А потому, можно было бы представить конфликт мэрии с Uber, как очередную схватку за столичные ресурсы.

Впрочем, все, может быть, гораздо проще. Магомедов просто инвестировал средства в доходный бизнес. Да и не он один. USM Holdings бизнесмена Алишера Усманова и его партнеров также входит в число инвесторов Uber. А мэрия просто хочет упорядочить работу подобных сервисов на подвластной территории. И ни каких тайных политико-экономических смыслов в этом конфликте нет.

«Запасной аэродром»

Однако, не зависимо от того стоит верить в теорию заговора или нет, но кризис, обещанная распродажа госактивов и предвыборные хлопоты заставляют беспокоиться не только администрацию президента, партии и политиков всех мастей, но и российских олигархов, которым опять предстоит сложный вопрос: по каким корзинам «раскладывать яйца» чтобы минимизировать политические и экономические риски. А то и так, как пишет британская «The Telegraph», только за 10 дней января, когда цена на нефть упала ниже $30 за баррель, российские олигархи потеряли $11 млрд.

И хотя «The Telegraph» больше акцентирует внимание на Романе Абрамовиче и его яхте, яхта братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых должна быть не многим меньше. В свое время отмечалось, что судно собственников компании «Сумма» должно пополнить первую десятку самых больших и дорогих частных яхт.

Внимание британцев больше привлекают владельцы английских клубов с российскими капиталами, поэтому братья Магомедовы, не прикупившие по случаю себе какой-нибудь «Тотенхем», им особо не интересны, хотя потери «Суммы» от нефтяного кризиса тоже, видимо, были посчитаны в общей сумме убытков. А вот в России британские приобретения владельцев «Суммы» привлекли когда-то большое внимание. Так упоминалось, что наряду со строительством яхты они приобрели в Лондоне роскошный особняк в Regent’s Park и огромные апартаменты в одном из самых дорогих зданий британской столицы – One Hyde Park рядом с Гайд-парком. Также подчеркивалось, что эти приобретения странным образом по времени и сумме совпали со временем пропажи 15 млрд. рублей, обнаруженной Счетной палатой РФ по итогам проверки подготовки к саммиту АТЭС во Владивостоке.

А именно Зиявудин Магомедов распоряжением Дмитрия Медведева был назначен представителем России в деловом консультативном совете форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), а затем стал его председателем. И итоги проверки, и британские приобретения в итоге дали повод некоторым предполагать, что братья всерьез думают об отъезде из России. Но это, видимо, некоторые злопыхатели выдавали желаемое за действительное.

Так же как и сейчас определенные неудачи в бизнесе, грядущие выборы и возможные последующие перемены во властных кабинетах, могут дать повод для новых разговоров об активной подготовке дагестанских олигархов к скорой длительной лондонской командировке.

Арабский связной

На первый взгляд в бизнесе «Суммы» принципиально ничего не изменилось. Как и прежде, компания «не любит» реализовывать крупные проекты на свои, и, как и прежде, у нее это отлично получается. Минувшей осенью, например, отмечалось, что Зиявудин Магомедов обещал вложить 1-1,5 миллиарда долларов в строительство порта Зарубино в бухте Троица в Хасанском районе Приморского края. Добавить оставшиеся 1,5-2 миллиарда должен был Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), который на тот момент изучал возможность участия в приморских проектах «Суммы».

И вот удача! В конце января в Давосе РФПИ подписывает соглашение с крупнейшим мировым портовым оператором — эмиратским DP World о создании СП DP World Russia, которое будет инвестировать в объекты российской портовой, транспортной и логистической инфраструктуры. В числе первых объектов инвестиций DP World Russia в СМИ называется и проект «Большой порт Зарубино» группы «Сумма». Кроме того, предполагается, что DP World Russia может войти в проект угольного терминала «Север», который «Сумма» строит в порту Восточный. Объем вложений СП в порты РФ должен составить до $2 млрд.

Обращает на себя внимание, что в сентябре прошлого года основной владелец Зиявудин Магомедов говорил, что компания готова продать инвесторам «15-25%» в Зарубино. А среди потенциальных партнеров «Суммы» по Зарубино также назывались China Merchants Group и Industrial and Commercial Bank of China.

Пока сложно сказать, ждут ли в «Сумме» еще и китайских инвесторов, или ограничатся только арабскими. Но в любом случае продажа «15-25%» в Зарубино и, возможно, в других активах «Суммы», куда удастся привлечь арабских и китайских инвесторов, это повод для разговоров о том, что олигархи уходят в кэш и готовятся к выводу капиталов из страны. Впрочем, в отличие от того же Абрамовича, которого вместе с рядом других российских олигархов журналисты «The Telegraph» уличают лишь в «проедании» капитала, у Магомедова есть Caspian VC, которому для того чтобы инвестировать в тот же Uber и иные проекты совсем не обязательно находится в России.

Шелковый трафик

Кстати, есть еще один бизнес, об активном участии Магомедовых в котором еще не так давно писали СМИ, и для управления которым им теперь тоже не надо находиться в России.

Недавнее путешествие железнодорожных вагонов из украинской Одессы к китайской границе в отечественных СМИ обсуждалось только с одного ракурса: Украина и Китай ведут «Шелковый путь» в обход России. И нигде не упоминалось о том, что где-то в районе Каспия этот путь, где пересекает, а где идет параллельно, с другой известной в определенных кругах трассой – «Каспийской дорогой», по которой наркотики из Афганистана попадают в Европу. Не говорилось и о том, что в конце прошлого года, примерно в тоже время, когда первый поезд в рамках нового « Шелкового пути » был отправлен из Китая по территории Казахстана и Азербайджана в Грузию в обход России, Зиявудин Магомедов был утвержден вице-председателем и членом исполнительного совета Международной торговой палаты «Шелкового пути » — ассоциации бизнеса, созданной для поддержки проектов в рамках «Экономического пояса Шелкового пути».

За то относительно недавно, со ссылкой на некое американское исследование, братья Магомедовы назывались в СМИ в числе создателей «Каспийской дороги», которая стала особенно активна после прекращения авиационного транзита через Грузию, закрытия по ряду причин маршрутов через Турцию и Памир.

Новый маршрут на Одессу действительно открывает новые перспективы. О том, что украинская граница в районе Одесской области практически прозрачна, местный губернатор Михаил Саакашвили рассказал уже всем, словно специально презентуя все прелести нового маршрута.

Ну, а назревающие связи между «Суммой» и китайцами открывают еще более грандиозные перспективы. Конечно, официальные показатели компании FESCO, одного из ключевых активов «Суммы» в сфере транспортной логистики и портовой инфраструктуры, в кризис оставляют желать лучшего. За то можно только догадываться, как может возрасти ее неофициальная доходность если в дальневосточные порты станут приходить грузы от китайских триад.

Кстати, о намерении создать сопутствующую для доставки грузов из Китая в Зарубино инфраструктуру «Сумма» заявила еще осенью 2014, когда было объявлено о заключила с китайской провинцией Цзилинь (Гирин) соглашение о намерениях по созданию логистического центра в городе Хуньчунь на стыке границ России, Китая и КНДР.

Тогда представитель «Суммы» рассказывал журналистам, что речь идет о строительстве так называемого сухого порта мощностью до 40 миллионов тонн. Планируемый центр будет удобно расположен, а груз из Китая будет доставляться в сухой порт, потом через погранпереход Махалино в порт Зарубино.

«Мы хотим создать точку, на которой будут аккумулироваться грузы. Они будут приезжать по китайской железной дороге, упаковываться, формироваться в судовые партии и далее по железной дороге уже на российской территории доставляться в порт Зарубино, где потом перегружаться на суда», — пояснял представитель «Суммы».

Ну, то есть таможенный контроль с российской стороны практически минимальный…

Ветер перемен

Слухи о скором отъезде Магомедовых усиливаются каждый раз, когда в политической карьере Дмитрия Медведева и Аркадия Дворковича назревают перемены. Так было, когда Медведев покидал президентский пост, так было в конце 2013 года. Слухи о возможной отставке премьера и его кабинета ходили еще в начале 2014 года и, считается, что лишь «Крымская весна» помешала.

Конечно, Владимир Путин недавно отметил, что его устраивает работа правительства, но вопрос в том, будет ли она его устраивать после выборов, когда, например, новая Болотная объединится с «голодными бунтами».

Впрочем, до выборов братья Магомедовы еще успеют подзаработать на грядущей приватизации. В СМИ не раз отмечалось, что именно в бытность Дмитрия Медведева президентом «Сумма» сделала наиболее внушительные приобретения, и именно при помощи Аркадия Дворковича. И наблюдатели подчеркивали, что вице-премьер активно «помогал дагестанскому бизнесу приватизировать страну».

Так что начало новой волны приватизации открывает перед владельцами «Суммы» новые перспективы. Тем более что некоторые эксперты уже сравнили грядущую приватизацию с залоговыми аукционами 90-х, когда правительство в кризис раздавало госсобственность за копейки. Приписываемый «Сумме» административный ресурс позволит ей сделать массу новых выгодных приобретений на полученные от арабов и, возможно, китайцев средства. И, например, другой представитель «дагестанского бизнеса» Сулейман Керимов готовится к активному участию в приватизации, и надо, полагать, что и Магомедовы в стороне не останутся. Уедут, не уедут, но активы в любом случае лишними не будут.

Николай Викторов

comments powered by HyperComments