Сомнительный бизнес Александра Тулякова

Сомнительный бизнес Александра Тулякова

В ОАК работают последователи Евгении Васильевой?

alexander_Tylyakov_PAO_OAK

Недавно в Сирию были переброшены Су-35 – гордость отечественного авиастроения. Страны НАТО напряглись, т.к. это грозная современная машина.

Су-35 безусловно является успешным проектом Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Но дело в том, что корпорация объединяет в себе как военную, так и гражданскую авиацию. На «гражданке» успехи ОАК гораздо скромнее: до объемов производства гражданской авиации в СССР еще очень далеко. И это при том, что ОАК выделяют большие деньги на развитие российского авиастроения. ОАК, в которую вошли более двадцати предприятий и КБ, создавали для того, чтобы мощная корпорация могла на равных конкурировать с такими  гигантами как «Боинг» и «Эрбас». В корпорации уже сменились два руководителя, но никаких прорывов осуществлено не было.

Есть в ОАК и проблемы вовсе не связанные напрямую с авиастроением. Корпорация обладает внушительных размеров имуществом. Часть активов признана непрофильной и подлежит приватизации. Речь идет о турбазах, гостиницах, складских помещениях, санаториях, земельных участках и даже заводах. Для этой цели в ОАК есть специальный человек – первый вице-президент ОАК Александр Туляков. Он пришел в ОАК из ОАО «РСК «МиГ», где руководил департаментом по управлению имуществом «МиГ». Именно с имуществом «РСК «МиГ» был связан скандал, в котором оказался замешан Туляков. Речь о зданиях по ул. Поликарпова в Москве принадлежавших этой компании. В июне 2001 года «РСК МиГ» передала эти помещения своей дочерней компании ФГУП «МиГ-Рост» в хозяйственное ведение под предлогом того, что «дочка» будет более эффективно управлять собственностью компании. Летом 2003-го ФГУП «МиГ-Рост» было преобразовано в ОАО и де-факто выведено из-под контроля корпорации «МиГ», а через год здания на улице Поликарпова были проданы фирме  ООО «Бизнес-Актив», которое было создано в этом же году.

Самое примечательное, что предприятия «МиГа», вроде бы избавившиеся от «ненужных» помещений, стали их арендовать у нового владельца. Часть помещений арендуют компании, входящие в ОАК: ОАО «Авиатехприемка», ЗАО «Аэрокомпозит», ОАО «Вертолетная сервисная компания», «Гражданские самолеты «Сухого» и т.д.

Такая схема вывода денег в частные структуры могла послужить основанием для прокурорской проверки. Как сообщали СМИ, удалось выяснить, что в 2005 году владельцем «Бизнес-Актива» стал Егор Носков. Носков — заместитель генерального директора по имущественному комплексу компании «Туполев». Примечательны его родственные связи — он родной брат Акима Носкова, который до 2004 года занимал должность заместителя директора по управлению имуществом ФГУП «РСК «МиГ». Директором же был Александр Туляков.

В 2005 году «Бизнес-Актив» продает помещения по ул.Поликарпова ООО «Либерта-инвестмент», в котором Егор Носков занимает должность генерального директора. «Бизнес-Актив» прекратил хозяйственную деятельность и в 2010 году был ликвидирован. По фактам проверки установлено, что за 2011–2015 годы ООО «Либерта-инвестмент» получило со своих арендаторовболее 785 миллионов рублей.

Скорее всего в такой схеме задействована офшорная компания.

Совладельцами «Либерта-инвестмент» оказались кипрская компания «Фереттоинвестментс лимитед» и гражданин Андреев А.Б. Он же является конечным бенефициаром кипрской компании. Андреев работал в компании «Регион-инвестмент» вместе с Александром Туляковым и командой «эффективных менеджеров» «МиГа». Это бывший заместитель Тулякова в «РСК «МиГ»уже упоминавшийся Аким Носков,бывший генеральный директор ОАО «МиГ-РосТ»Алексей Озеров, бывший член совета директоров ОАО «МиГ-РосТ»СергейМалинов.

Можно предположить, что «команде» удалось показать свою «эффективность» в деле создания схем для вывода денег в офшоры. Деньги, которые государство выделяет на развитие авиапрома, через приватизацию «непрофильных активов» скорее всего перетекают в карманы заинтересованных лиц.

Как будет дальше развиваться это дело пока сложно сказать. Сработает ли «синдром Васильевой» или виновные понесут наказание? Российское авиастроение нуждается в действительно эффективных менеджерах, чтобы ликвидировать отставание в сфере гражданской авиации. Проект «Суперджет-100» специалисты не считают удачным. Денег на самолет было потрачено много, но он устарел уже в процессе разработки и больших перспектив на рынке для него нет. Самолеты других КБ производятся в единичных экземплярах. С такими показателями конкурировать с «Боингом» и «Эрбасом» невозможно даже в мечтах.

Не все радужно и в военной авиации. Бывший руководитель ОАК Михаил Погосян лоббировал проекты «Сухого» в ущерб «МиГ». В результате военная авиация лишена необходимых ей новых модификаций машин «МиГа». В то же самое время, имущество «МиГа» стало объектом «схем», которые мы описали выше.

Восторжествуют ли интересы отечественного авиастроения или последователи г-жи Васильевой останутся безнаказанными и продолжат раздавать офшорным компаниям «лакомые куски собственности»? Мы будем следить за событиями и знакомить наших читателей с новостями.

Евгений Петров

comments powered by HyperComments