Сумма меняет слагаемые

Сумма меняет слагаемые

Чем закончится «конфликт» между братьями Магомедовыми и структурами Фридмана.

magomedov_zeyavudin_summa_grupp

Юридическая тяжба между «Альфа банком» и ООО «Стройновация» (входит в группу «Сумма» Зиявудина Магомедова) длится уже не первый год и, похоже, входит в кульминационную стадию. Все началось с проекта строительства железнодорожной ветки Кызыл (Тува) – Курагино (Красноярский край). Этот проект был в свое время широко разрекламирован, но так и не реализован. «Стройновация» выиграла в 2011 году тендер на постройку 147-километрового участка железной дороги. Договор со «Стройновацией» заключили «Росжелдор» и его дочернее предприятие ФГУП «Единая группа заказчика». «Стройновация» получила от «Росжелдора» аванс в размере 5 млрд. рублей. Банковскую гарантию на 14,2 млрд. рублей выдал «Альфа банк». Но через год, по итогам госаудита, было установлено, что «Стройновация» своих обязательств не выполнила. В 2013 году бюджетное финансирование проекта было приостановлено и «Росжелдор» потребовал от «Стройновации» вернуть аванс в размере 5 млрд. рублей. «Стройновация» отказывалась выполнить требование заказчика и тот обратился к банку-гаранту. «Альфа банк» выплатил «Росжелдору» требуемую сумму и в, свою очередь, потребовал возмещения этой суммы у «Стройновации». Компания выплатила банку требуемую сумму.

По логике вещей, на этом вся история должна была закончиться. Но все только начиналось. «Стройновация» стала раскручивать колесо в обратную сторону подав иски к «Альфа банку», «Росжелдору» и ФГУП «Единая группа заказчика». Иск к «Росжелдору» позднее был отозван. С «Альфа банком» тяжба продолжается, а иск к ФГУП  «Единая группа заказчика» был удовлетворен частично на сумму 3,9 млрд. рублей. Следует иметь ввиду, что если «Альфа банк» проиграет процесс, то 6 млрд. рублей, которые требует возместить «Стройновация», в качестве регресса будут истребованы у «Росжелдора». Таким образом, госбюджет понесет убытки в сумме около 10 млрд. рублей. А железнодорожной ветки как не было, так и нет. В комментарии газете «Известия» глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов заявлял: «Это похоже на рейдерство бюджета с административным ресурсом: фирма берет у государства проект, якобы что-то там делает, после чего начинает качать из бюджета деньги через суды.

Пока рано прогнозировать чем закончится юридический спор «хозяйствующих субъектов», но есть основания предполагать, что в этот раз выставить крайним государство не получится. Экономический кризис и низкие цены на нефть вынуждают расходовать госсредства более эффективно и сокращать расходы на действительно необходимые проекты. Платить за нереализованный проект государство вряд ли будет.

Для группы «Сумма» вообще характерна ориентированность на госзаказы. В исследовании Forbesоснователь группы Зиявудин Магомедов вошел в первую десятку «королей госзаказа». Общий объемом господрядов «Суммы» составил 49,4 млрд рублей. Ключевые активы группы — Дальневосточное морское пароходство (ДВМП), Новороссийский морской торговый порт (НМТП) – показывают убытки. Проект нефтяного терминала в порту Роттердама (Нидерланды) был свернут. Успешной можно считать экспансию группы в родном для Магомедова Дагестане, где он вытесняет структуры Сулеймана Керимова, и в аграрном секторе («Объединенная зерновая компания»). Но если учесть в дополнение к убыткам еще и кредитную нагрузку группы, то общая картина для «Суммы» выглядит не очень привлекательно.

Однако трудности в России не мешают Магомедову вкладывать в зарубежные инновационные проекты. Специально учрежденный для этих целей венчурный фонд  Caspian VC инвестировал в известный сервис Uber, а также в проект Hyperloop (идея «вакуумного поезда» Илона Маска). Инвестиции в американские проекты – это «цивилизованная» форма вывода капитала в «безопасную гавань». Формально тут не к чему придраться, но на фоне юридической тяжбы, о которой говорилось в начале статьи, все выглядит совсем иначе. С российского государства пытаются получить около 10 млрд. рублей за нереализованный проект, а в американский проект «вакуумного поезда» вкладываются деньги, заработанные на госзаказах в нашей стране. Как-то не очень патриотично все это выглядит. Сложно сказать будет ли вообще построен этот «вакуумный поезд», но похоже, что моральный вакуум в среде крупного российского бизнеса имеет тенденцию к расширению.

Михаил Петров

comments powered by HyperComments