Импортозамещение на почте

Импортозамещение на почте

Инициатива АКИТ: то ли лоббирование, то ли вымогательство?

трансграничная торговля

Российские потребители еще со времен почтовых коллапсов подозревают, что трансграничная торговля сильно досаждает государству. Действительно деньги уходят, товары – приходят, а государство ничего с этого не имеет.

Еще во времена глобальных задержек с доставкой международных посылок в период почтовых кризисов 2011-2013 годов, когда столичные аэропорты отказывались принимать международную почту, а международные торговые площадки вроде E-bay объявляли чуть ли не бойкот российским потребителям, сами потребители видели в этом чуть ли не происки государства. Мол, все делается специально, чтобы отвратить россиян от интернет-шоппинга.

И хотя со сроками доставки в последнее время вроде все наладилось, государство уже пару лет словно пытается подтвердить правоту подозрений, намереваясь снизить беспошлинный порог для товаров, поступающих по почтовым каналам.

До сих пор забойщиком темы выступала таможня. С ее подачи тема повышения пошлин на международную почту периодически обсуждается, но под волной «народного» сопротивления гасится.

В целом стремление государства, в лице ФТС или Минфина, заработать, особенно в кризис, понятно. По некоторым оценкам «закрытие» международной интернет торговли может вернуть в страну, т.е. в отечественную торговлю и даже промышленность около 10 млрд. долларов.

Но интернет-шопперы, даже на волне патриотизма, претензии государства поддержать не готовы. Тем более что правительство от почти открытых для интернет торговли границ, без какого-либо переходного периода, хочет перейти на практически запретительные пошлины европейского уровня.

Впрочем, как теперь получается «покормиться» за счет растущего объема трансграничной торговли хочет не только бюджет. Последняя инициатива Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) свидетельствует о том, что 10 миллиардов очень заманчивая цифра.

АКИТ предлагает таможне увеличить количество проверяемых посылок и изымать не только запрещенные к пересылке почтой товары, но и начать борьбу с контрафактом. Сам контрафакт при обнаружении предлагается уничтожать. Покупателя – получателя посылки наказывать не будут, а деньги, за товар, ему предлагается требовать с продавца. При этом для доказательства наличия контрафакта таможне предлагается внедрить громадье процедур, в рамках которых АКИТ и предлагает свои услуги. Оплатить же расходы на внедрение нового контроля предлагается всем потребителям за счет увеличения почтового тарифа.

Критика инициативы не заставила себя ждать. С одной стороны эксперты отметили, что объемам контрафакта на российском рынке, включая трансграничные потоки, соответствует среднеевропейскому уровню, и создавать ради этого новый контроль просто дорого и нецелесообразно. Высказываются и осторожные, но вполне справедливые замечания о возрождении почтовых заторов.

Но если предложениями таможни о повышении пошлин двигает необоснованный оптимизм и желание повысить рентабельность подразделений, обслуживающих места международного почтового обмена, то инициатива АКИТ вызвана в лучшем случае интересами защиты иностранных брендов, может быть стремлением защитить отечественного производителя, застопорив интернет торговлю. В худшем же случае – стремлением отщипнуть кусочек от оборотов рынка.

Главное же, что предложение не учитывает особенность функционирования международного почтового обмена и взаиморасчетов почтовых операторов. Дело в том, что за заказанные за рубежом посылки получатели платят не Почте России, а почте страны отправления (через продавца товара). А те уже потом отдают часть тарифа, причем меньшую, российским почтовикам. Ни у Почты Китая, ни у Почты США, ни у любой другой нет оснований повышать свои тарифы, чтобы обеспечить доходы ФТС России.

В целом же ни у правительства, ни у АКИТ нет ответа на один ключевой вопрос: что делать с соседями России по евразийскому экономическому союзу, и, прежде всего, Казахстаном, который уже заявил, что никаких пошлин на почту он повышать не намерен. Это значит, что тот же китайский гигант интернет-торговли может открыть на территории Казахстана распределительный хаб, и тогда китайские, а может и все прочие посылки, будут поступать в Россию уже вообще без всякого таможенного досмотра.

Но главная проблема, с которой может столкнуться и Почта России, и мечтатели из АКИТ – это новый закон о почтовой связи, благополучно, для нынешнего руководства почтового оператора, «зависший» в Госдуме. Его принятие лишит Почту России значительной доли ее монополии, а главное обязана будет допустить к своей инфраструктуре всех желающих, причем, почти бесплатно. И если альтернативные российские операторы никуда от российской таможни все равно не денутся, то огромные территории сопредельные с Казахстаном и Белоруссией вполне могут попасть под влияние почтовых операторов этих стран. Таким образом, все нововведения с дополнительным контролем закончатся тем, что платить за все придется Почте России – уменьшением доходов, доли рынка и потерей потребителей.

Николай Викторов