Новация от Магомедовых: кошмарить бюджет

Новация от Магомедовых: кошмарить бюджет

Компания «Стройновация», входящая в бизнес-империю братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых оказалась в центре очередного скандала.

ziyavudin_magomedov

В 2011 году она взялась строить участок железной дороги от  Кызыла (Тува) до Курагино (Красноярский край) к Элегестскому угольному месторождению, заключив с Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор)  соответствующее соглашение и получив немалый аванс в  5 миллиардов рублей при общей          стоимости строительства в 44 миллиарда. Контракт был подписан между Росжелдором, ФГУП «Единая группа заказчика» и ООО «Стройновация».

В 2012 году первый вице-премьер  правительства РФ Игорь Шувалов поручил Минтрансу и другим контролирующим органам проверить, как идет строительство дороги. Был проведен  госаудит, который  выяснил, что «Стройновация» не выполнила своих обязательств и сорвала график работ.  Об этом было сказано на одном из совещаний у Шувалова.  В декабре 2012 года в соответствии с распоряжением Правительства РФ паспорт данного инвестиционного проекта был признан утратившим силу. Правительственная комиссия по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение,  исключила проект «Кызыл–Курагино» из перечня Инвестиционного фонда России.

После того, как в  2013-м году бюджетное финансирование этой стройки было остановлено, Росжелдор направил «Стройновации» письменное требование вернуть аванс. Компания  это требование не подписала. В течение года шли  переговоры Ролжелдора со «Стройновацией» о возврате бюджетных денег,  но строители отказались возвращать 5 амиллиардов (которые по всей вероятности ушли в оффшоры), и тогда Росжелдор обратился к гаранту сделки – Альфа-банку, — который незамедлительно вернул государству 5 миллиардов рублей.

Банк потребовал эти деньги от «Стройновации». Компания банку деньги вернула. Прчем довольно оригинальным способом – «Стройновация» взяла в Алфа-банке кредит на требуемую к возврату сумму, и вернула его банку, перекредитовавшись в банке Москвы. Из этого можно заключить, что искомых пяти миллиардов в компании уже не было, несмотря на то, что работ она (по данным госаудита)  не вела. Деньги эти по видимому ушли в оффшоры.

По этих манипуляций «Стройновация» подала  Росжелдору иск на 5 миллиардов, обвиняя эту госструктуру в незаконном обогащении.

Одновременно был подан иск на 6,1 миллиарда рублей (3,9  — якобы понесенные затраты на строительство, 2,1  — упущенная выгода) в адрес  ФГУП «Единая группа заказчика»,  и еще на  5 миллиардов рублей «Стройновация» потребовала со  своего подрядчика — ООО «Кардо Строй». В суд были представлены заключения весьма сомнительных экспертов, (опровергающие выводы госаудита), о том, что «Стройновация» якобы  начала строительство ветки,  и поэтому понесла серьезные  убытки.

Самое удивительное состоит в том, что суд встал на сторону строителей несуществущей стройки. Их иск был удовлетворен частично. Получив 3,9 миллиарда от «Единой группы заказчика» «Стройновация» отказалась как от иска к «Кардо Строй», так и к Росжелдору, что говорит об изначальной юридической несостоятельности всех этих претензий по поводу якобы незаконного обогащения.

Поскольку в ФГУП «Единая группа заказчика» был введен режим наблюдения, строители от этой структуры четырех миллиардов не получили и решили заняться рейдерством банкиров. Они потребовали от Альфа-банка вернуть, но не 5, а целых  6 миллиардов  рублей: 5 миллиардов, которые были возмещены по банковской гарантии, плюс проценты, плюс  400 миллионов  за  якобы понесенные убытки из-за перекредитования в Банке Москвы (что является совершенным юридическим абсурдом).

Это судебный процесс был откровенно  скандальным. Вначале дело распределили в 11-й состав Арбитражного суда Москвы, в компетенцию которого вообще не входят подобные дела. Лишь после протеста Альфа-банка в адрес председателя Арбитражного суда дело передали пятнадцатому составу. Первые  заседания вел судья Архипов, затем он заболел и его заменил судья Комаров (что, впрочем, не помешало Архипову вести другие процессы). Судья Комаров решил дело в пользу «Стройновации», тем самым создав весьма опасную юридическую коллоизию, фактически признав, что Росжелдор не должен был требовать и получать от Алфа-банка 5 миллиардов по банковской гарантии.

И если теперь Альфа-банк выплатит «Стройновации» искомые 6 миллиардов, то он имеет полное право истребовать их в качестве регресса с Росжелдора.

Юристы «Стройновации» этого не признают, утверждая, что  «судебная тяжба с Альфа-банком является отдельным спором хозяйствующих субъектов, результаты которого не несут никакой угрозы государственному бюджету Российской Федерации».

Единственным выгодополучателем в этой ситуации в пресс-службе «Стройновации» выставляют Альфа-банк, инкриминируя ему даже выдачу кредита им самим.

Это  скандал стал уже резонансным и может дойти по судам второй и третьей инстанции до Верховного суда, где по мнению  известного экономиста Никиты Кричевского, все решения в пользу «Стройновации» будут отменены. Член Национального антикоррупционного комитета Кириль Кабанов видит в действиях братьев Магомедовых  доведенное до совершенства «рейдерство бюджета с административным ресурсом: фирма берет у государства проект, якобы что-то там делает, после чего начинает качать из бюджета деньги через суды».

Братьев Магомедовых считают бизнесменами «ближнего круга» вице-премьера Аркадия Дворковича, который им практически открыто покровительствует, что наносит бюджету РФ существенный ущерб. Достаточно вспомнить печально известных протеже Дворковича братьев Билаловых, которыми занялась Генпрокуратура после личного вмешательства Владимира Путина за срыв сроков строительства олимпийских объектов в Сочи. Еще один подопечный Дворковича Сулейман Керимов оскандалился в Белоруссии со своим «Уралкалием». Судя по настроениям в российских верхах, откровенное рейдерство братьев Магомедовых в отношении госбюджета РФ под прикрытием их политико-криминально административного ресурса, исчерпало терпение властей, и «братский»  бизнес ждут  не лучшие времена.

Михаил Петров

comments powered by HyperComments