Дальнобойщикам полегчает весной, если доживут

Дальнобойщикам полегчает весной, если доживут

Правительство подставило президента, но обещало исправиться.

dalnoboyshiki

Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что законопроект об отмене транспортного налога для большегрузных автомобилей уже разрабатывается и может быть принят Госдумой в рамках весенней сессии. Как обычно потребовалось вмешательство президента для того чтобы решить, казалось бы простой вопрос – урегулировать конфликт с дальнобойщиками. Более того, как выясняется, конфликта вообще могло не быть.

Акции протеста водителей большегрузных автомобилей начались с ноября, в преддверии введения платы за проезд по федеральным дорогам общего пользования. Водители протестовали против даты введения нового сбора, против штрафов и против размера сбора.

С 15 ноября планировалось взимать по 3,53 руб за каждый километр трассы. Для этого водители должны были установить, так называемые, бортовые контролеры, а Росавтодор пункты контроля. Но как обычно все оказалось не готово. Водители не смогли приобрести оборудование, которое оказалось в дефиците, а Росавтодор — наладить систему «Платон», через которую должны были взиматься платежи, и которая засбоила в первые же дни работы. Хотя новый сбор вводился в соответствии с постановлением правительства еще от 2013 года.

На этом фоне водителей сразу возмутили штрафы, назначенные за отсутствие оборудования и соответственно неуплату дорожного сбора. Компании-владельцы большегрузных машин должны были платить первый раз 450 000 руб., индивидуальные предприниматели — 40 000 руб., еще 5 000 платил непосредственно водитель. Повторное нарушение предполагалось наказывать штрафом в 1 млн рублей.

Росавтодор заявлял о том, что планирует собирать до триллиона рублей в год. Водители объявили, что эти деньги государство заберет из кармана рядовых граждан, так как новый платеж для водителей обернется ростом цен в магазинах.

Информационная война, развернувшаяся на просторах СМИ, между водителями и правительством привела к взаимным обвинениям. Сторонники власти доказывали, что никакого роста цен не будет, а водителей приравнивали чуть ли не к террористам и белоленточной оппозиции. Народ, и без того уже измученный инфляцией и ростом цен на сторону власти становиться не спешил. Масла в огонь подлила информация о том, что платежи дальнобойщиков собирает не государство, а некое ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», принадлежащее Игорю Ротенбергу (50%), сыну известного миллиардера Аркадия Ротенберга, который входит в близкий круг Владимира Путина.

В массовом восприятии складывалась нелестная для правительства и президента картинка: получалось, что все эти сборы и повышение цен затеяны властью лишь для того чтобы увеличить доходы «друзей Путина». Не слишком позитивный посыл в предвыборный год.

Разруливать ситуацию, как обычно пришлось президенту. Для начала Владимир Путин подписал закон, снижающий сумму штрафов для водителей грузовиков, не оплативших проезд по федеральным трассам через систему «Платон», в 90 раз. За неоплаченный проезд придется заплатить 5 тысяч рублей, повторное нарушение будет караться штрафом в 10 тысяч рублей.

Вскоре и правительство, после массовых обращений водителей ввело переходный период: до марта 2016 года дальнобойщики должны платить по 1,5 рубля за каждый километр, а с апреля 2016 года – 3,03 руб за км. С 2018 года тариф составит 3,73 руб. за 1 км.

А после критики президентом кабинета министров и вовсе выяснилось, что, оказывается, изначально планировалось, что с введением нового сбора должен был быть отменен транспортный налог для водителей большегрузных автомобилей, а также введены патенты для предпринимателей. Но правительство об этом почему-то забыло. Президенту пришлось напоминать.

Если правительство опять ничего не забудет, то весной Госдуме будет предложен законопроекты по отмене транспортного налога для большегрузных автомобилей и патентам для индивидуальных перевозчиков. Пока же ошибки правительства приходится оплачивать водителям и обычным гражданам, которым остается надеяться, что весной президенту не придется вмешиваться в эту историю снова.

Николай Викторов