Даже из неудач «Сумма» выходит с прибылью

Даже из неудач «Сумма» выходит с прибылью

Конец ноября – начало декабря принесли Зиявудину Магомедову, владельцу группы «Сумма» несколько разочаровывающих новостей.

Magomedov

Но то ли будет в январе…

«Сумма» теряет рентабельность

Обострение российско-турецких отношений привело к тому, что в очередной раз пришлось переносить начало IPO на Московской бирже ПАО «Новороссийского комбината хлебопродуктов» (НКХП).

Риск того, что Турция может закрыть Босфор и Дарданеллы и обрушить российскую торговлю нефтью и зерном, не позволил НКХП, контролируемому Зиявудином Магомедовым (18,49% акций комбината — через «Ивианто сервисес лимитед», а еще 51% через государственную Объединенную зерновую компанию, где «Сумме» принадлежат 50% минус 1 акция) привлечь 3,2-3,8 млрд рублей за счет размещения акций.

Впрочем, как говорят представители «Суммы» IPO замышлялся для того, чтобы из капитала НКХП могла выйти кипрская Belcarra Services, миноритарный акционер комбината, несвязанный со структурами группы. Однако неудачное начало размещения свидетельствует о потере рентабельности активов «Суммы».

Тем более что российско-турецкий кризис осложнил перспективы и другого черноморского актива группы — «Новороссийского морского торгового порта». Выручка Группы НМТП за девять месяцев этого года составила 655 млн долл. – это уже на 92 млн (13,2%) меньше аналогичного периода прошлого года. А тут еще у российских танкеров в Дарданелах начались странные проблемы.

На охоту за бюджетными миллиардами

Не лучше складывается у «Суммы» ситуация и на другом краю страны – на Дальнем Востоке. Транспортная группа FESCO, второй из ключевых активов «Суммы» в сфере транспортной логистики и портовой инфраструктуры, также опубликовала не радужные результаты работы за 9 месяцев. Консолидированная выручка FESCO по международным стандартам финансовой отчетности за январь-сентябрь 2015 года оказалась еще хуже, чем у НМТП — на 35,6% ниже показателя аналогичного периода прошлого года.

За 10 дней до публикации финансовых показателей уволился гендиректор ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП, входит в Транспортную группу Дальневосточное морское пароходство) и вице-президент группы FESCO по портовому дивизиону Валерий МЕСТУЛОВ, руководивший портом всего 7 месяцев.

О непростой ситуации в ДВМП свидетельствует то, что в начале декабря ПАО «Дальневосточное морское пароходство» вынуждено повысить ставку по 6-му купону биржевых облигаций серии БО-02 до 12%. Размещенные в июне 2013 года облигации серии БО-02 на 5 млрд рублей планировалось погасить уже 31 мая 2016 г. Но потом компания пошла на продление срока до 28 ноября 2017 г., в качестве компенсации увеличив ставку купонных выплат, которая по 1-му купону была установлена в размере 10,25% годовых.

«Это мое решение», — сообщил журналистам Валерий Местулов. Более подробной информации об отставке топ-менеджера СМИ так и не получили. Может быть, на его решение повлияло то, что выручка портового дивизиона FESCO за 9 месяцев текущего года снизилась на 36,7% к тому же периоду 2014 года.

А может то, что объем капитальных затрат FESCO был сокращен в 4 раза, снизившись до уровня, необходимого лишь для поддержания текущей деятельности. Но на этом фоне Зиявудин Магомедов рассказывает о планах вложить 1-1,5 миллиарда долларов собственных средств из трех необходимых в строительство порта Зарубино в бухте Троица в Хасанском районе Приморского края.

Вероятно, подобными обещаниями Зиявудин Магомедов рассчитывает привлечь государственные деньги в свои проекты. Ведь уже сообщается, что Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) изучает возможность участия в проекте по строительству нового универсального порта «Большой порт Зарубино» в Приморском крае, и возможность инвестирования в еще один проект группы — строительство угольного терминала «Север» в порту Восточный (Приморский край).

Братьев Магомедовых не случайно называют «королями госзаказа». РФПИ может выступать только соинвестором, и чтобы получить его деньги, «Сумма» должна убедить Фонд в том, что уже вносит инвестиции в проект. Сделать это при отсутствии капвложений не просто, а строить только за свои, судя по некоторым сообщениям в СМИ, не совсем в стиле «Суммы».

Известная схема и случайное совпадение

Вот, например, в Татарстане искали частного инвестора для строительства Свияжского мультимодального логистического центра. Как отмечают в местных СМИ, «велись переговоры о привлечении к работе на Свияжском центре и структур миллиардера, основателя группы «Сумма» Зиявудина Магомедова». Но в Татарстане его не дождались.

За то в Саратове ОАО «Мостоотряд-99» из Дагестана, которое причисляют к «Сумме», странным образом выиграла заказ с максимальной ценой контракта на 4,5 миллиарда рублей на строительство нового саратовского аэропорта за счет федерального бюджета. (Примечательно, что одноименный СТФ «Мостоотряд-99» из Серпухова входит в концерн «Мостотрест», связанный с Аркадием Ротенбергом .

Местные наблюдатели удивляются, что проводившийся аукцион был признан не состоявшимся, а заказ получила фирма, предложившая самую высокую цену. Две другие компании ООО «ОлимпСитиСтрой» и ПАО «Волгомост» были отстранены из-за того, что их заявки не соответствовали заданным условиям. Предположить, что в этих компаниях работают безграмотные юристы, очень трудно. В связи с этим у журналистов возникли подозрения в сговоре участвовавших в аукционе.

Сомнительное родство

Заодно здесь вспомнили, что Зиявудин Магомедов — двоюродный брат скандально известного Ахмеда Билалова, бывшего вице-президента олимпийского комитета России, строившего сочинские объекты, стоимости которых потом удивлялся Владимир Путин.

Кстати, родство с Ахмедом Билаловым владельцам «Суммы» припоминают уже не впервые. Среди предолимпийских скандалов была, например история, когда одна из структур «Суммы» взялась за создание системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения на транспорте в Сочи, а также на станциях метрополитена в Казани. Однако в срок работу не выполнили, и контракты были расторгнуты. МЧС потребовало возврата 250 миллионов рублей за срыв контракта. Тут то и выяснилось, что банковские гарантии фирмы Магомедовых получили от подконтрольного Билалову «Национального банка развития бизнеса» (НББ), куда он перевел 4 млрд. рублей предназначенные для строительства олимпийских трамплинов.

Говорят, что сам Билалов был назначен на руководящий пост в «Курорты северного Кавказа» при прямой протекции Магомедовых. Именно Магомедовых и Ахмеда и Магомеда Билаловых, бывших топ-менеджеров ОАО «Курорты Северного Кавказа», называют главными лоббистами идеи строить сеть горнолыжных курортов в потенциально неспокойных регионах. Сегодня, как известно, из семи заявленных в рамках этого проекта горнолыжных курортов, так или иначе, функционирует только один. При этом государство уже потратило на эти стройки, которые окрестили словом «потемкинские», десятки миллиардов рублей.

Все не так как надо

В экспертном сообществе бытует твердое убеждение, что «Сумма» просто не умеет строить в рамках утвержденной сметы. Особенно, когда это касается крупных имиджевых проектов. В частности, известно, что Магомедовы участвовали на завершающем этапе в реконструкции Большого театра. Отголоски скандалов вокруг этого проекта слышны до сих пор – эта реконструкция обошлась в пять раз дороже реконструкции Парижской оперы, проект которой был по многим параметрам схожим с московским. А Счетная палата считает, что смета была и вовсе завышена в 16 раз. И во многом эти обвинения звучат в адрес структур «Суммы». Об этом свидетельствует и множество исков, которые многочисленные субподрядчики подавали в Арбитраж.

Считается, что именно из-за неумения «Суммы» строить дешево, качественно и в срок, она осталась почти за бортом чемпионата мира по футболу, не получив заказ на строительство футбольного стадиона в Ростове-на-Дону, главным разработчиком проекта которого выступала управляющая компания «Интекс», аффилированная с «Суммой». После проверки Счетной палаты оказалось, что «Интекс» стал рекордсменом по превышению сметы на разработку проектов для стадионов ЧМ-2018.

Пришлось удовлетвориться участием в стройке метро «Новокрестовская» в Санкт-Петербурге, про которую говорят, что город вполне мог без нее обойтись.

«Сумма» в сумме

Именно, неумение укладываться в сроки и смету, по мнению некоторых габлюдателей, стало причиной конфликта «Суммы» с Альфа-Банком, который в начале декабря получил новое продолжение.

В 2011 году еще одна фирма группы компаний «Сумма» — «Стройновация» взялась за реализацию амбициозного федерального проекта по строительству железнодорожной ветки Кызыл (Тува) – Курагино (Красноярский край). Под исполнение контракта «Стройновация» получила от Росжелдора аванс более 5 млрд рублей и банковскую гарантию в Альфа-банке еще на 14,2 млрд.

Причем, получение заказа от Росжелдора очень напоминает саратовскую историю с аэропортом. Альтернативных участников конкурса, в том числе и ООО «Трансстроймеханизация» (дочерняя компания уже упоминавшегося концерна «Мостотрест», связанного с Аркадием Ротенбергом) предложившее минимальную стоимость, по формальным признакам отстранили от участия в конкурсе.

В 2012 году первый зампред правительства Игорь Шувалов поручил контролирующим органам проверить, как идет строительство. И опять оказалось, что фирма «Суммы» не выполнила своих обязательств. Считается, что из-за этого правительственная комиссия по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, решила исключить проект «Кызыл–Курагино» из перечня инвестпроектов, реализуемых при поддержке средств Инвестиционного фонда России. И в 2013 году бюджетное финансирование проекта было остановлено, Росжелдор решил прекратить проект и потребовал от «Стройновации» вернуть аванс.

«Стройновация» не только отказалась возвращать деньги, но наоборот потребовала от Росжелдора 5 млрд рублей якобы незаконного обогащения. Еще 6,1 млрд рублей (3,9 млрд — якобы понесенные затраты на строительство, 2,1 млрд — упущенная выгода) строители потребовали от ФГУП «Единая группа заказчика», а также 5 млрд со своего подрядчика — ООО «Кардо Строй». В суд были представлены заключения, по мнению экспертов, сфабрикованной экспертизы о том, что «Стройновация» якобы уже начала строительство ветки, поэтому понесла существенные убытки.

То есть при реальных затратах на 3,9 млрд рублей, «Сумма» выставила исков на 11,1 млрд. А весной 2015 года «Стройновация» решила выбить еще 6 млрд рублей уже из Альфа-банка, который по гарантии возвращал за фирму аванс Росжелдору. По расчетам «Суммы» банк должен вернуть ей 5,048 миллиарда рублей в качестве неосновательного обогащения, а также 540 миллионов рублей процентов за пользование чужими денежными средствами и 495 миллионов рублей убытков. Банк иск не признал, но в октябре проиграл суд первой инстанции. Рассмотрение жалобы «Альфа-банка» назначено на 20 января.

Если банк проиграет тяжбу, то «Сумма» в сумме получит 10 млрд. долларов за счет бюджета. 3,9 млрд рублей по суду уже должен вернуть ФГУП «Единая группа заказчика». Так же очевидно, что «Альфа-банк» потребует компенсировать убытки от Росжелдора, в адрес которого и совершался гарантийный платеж. При этом стоимость выполненных работ даже по оценке «Стройновация» не превышает 3,9 млрд. рублей. А эксперты и вовсе считают, что все работы выполнены только на бумаге представленной «Стройновацией» экспертизы.

Можно подумать, что, несмотря на все неудачи конца года, Дед Мороз в лице арбитражных судей таки сделал подарок «Сумме» на Новый год, подарив не заработанные деньги. Но некоторые эксперты полагают, что в нынешней экономической ситуации в России «игры» с бюджетом могут дорого обойтись братьям Магомедовым не только засветившихся на «Большом театре» и олимпийских стройках и курортах Северного Кавказа, но и перешедших дорогу другу президента Аркадию Ротенбергу.

Михаил Петров