Собянин vs МСБ

Собянин vs МСБ

Столичная мэрия вытеснит предпринимателей из киосков и первых этажей жилых зданий.

demontazh-kioska

На сайте журнала «Компания» опубликован материал, в котором автор рассказывает о почти десятилетней «войне» между властями Москвы и представителями малого и среднего бизнеса.

Текст публикации:

Столичные власти уже 10 лет ведут настоящую войну с представителями малого и среднего бизнеса, которые с начала 1990‑х прочно обосновались на московских улицах в разного рода киосках, палатках и минимаркетах. Новое наступление грозит полностью уничтожить данный сегмент.

На начало текущего года в Москве насчитывалось почти 9000 киосков, в ближайшем будущем их количество планируется сократить до 2500. Из них 2200 будет работать под вывеской «Печать» и продавать соответствующую продукцию. Остальные 300 должны переформатироваться под магазины цветов, мороженого и разного рода билетные кассы. Только часть из этих 300 палаток сможет и дальше продавать продукты питания. Таким образом, реформа уличной торговли предполагает сокращение количества подобных магазинов в 25 раз. С одной стороны, столичные улицы действительно стали больше напоминать проспекты европейских мегаполисов, но с другой – средств к существованию лишились тысячи мелких предпринимателей и работников магазинов. Теоретически они могут претендовать на места в новых торговых центрах, которые растут в столице как грибы после дождя, но согласитесь, мелкий продуктовый магазин не будет арендовать 20–30 кв. м рядом с сетевым продуктовым супермаркетом, да и ставки аренды в торговых центрах намного выше. «Малый бизнес в войне мэрии с киосками оказался действительно пострадавшей стороной – торговые центры даже в условиях кризиса не готовы идти ему навстречу, да и их условия большей частью абсолютно невыгодны предпринимателям, – признает президент МОО «Деловые люди» Ольга Косец. – Правда, никто не думает о том, что от этой войны страдают и москвичи. Попробуйте найти хлеб или овощи по доступной цене недалеко от своего дома – увы, наши бабушки теперь вынуждены идти в современные, красивые, но не всегда удобно расположенные торговые центры».

По ее словам, с приходом новой команды управленцев во главе с Сергеем Собяниным было принято решение навести порядок в  уличной торговле – во времена Юрия Лужкова этот вопрос зачастую решался через «спонсирование» определенных чиновников. Кампания против мелкой розницы стартовала после того, как новый мэр умудрился наткнуться у одной из станций метро на торговцев «без документов» и немедленно дал указание «разобраться». Но довольно сложно за три-четыре месяца учесть все нюансы сложившейся за предыдущие годы системы. Тем не менее уже в феврале 2012 г. предпринимателей «порадовали» постановлением правительства Москвы, которое одним махом урегулировало ситуацию, поставив все существующие киоски вне закона. У работавших на тот момент почти 22 000 московских киосков были заключены договоры с департаментом управления имуществом Москвы с 2005 г. и без даты окончания срока, а новое постановление эту дату определило, дав предпринимателям три месяца на «самоуничтожение». «Помогли этому процессу и чиновники, желающие усидеть и при новом мэре – иногда они усердствовали даже больше, чем того требовало постановление. Не поверите, предприниматели даже ночевали в своих киосках, некоторые приковывали себя к оборудованию наручниками, ибо можно было утром прийти и вместо киоска обнаружить чистую площадку, как будто ничего и не было», – вспоминает Ольга Косец.

Первая битва нового столичного правительства с киосками сократила их количество за два года почти в три раза. В результате горожане ощутили нехватку торговых точек шаговой доступности, а малое сельхозпроизводство и переработка (те, кто никогда со своей продукцией не попадет на полки сетевых магазинов) потеряли понятный рынок сбыта.

Новое оживление на палаточном фронте началось сейчас, ибо в апреле–июне 2015 г. закончился срок ранее заключенных на три года договоров. Правила игры на этом рынке правительство Москвы снова решило поменять: теперь киоски станут единообразными и будут собственностью города (по слухам, потратят на это порядка 3 млрд руб. из бюджета). Таким образом, предприниматель получит место с закрепленной специализацией, а сам киоск ему принадлежать не будет. «По поводу специализации тоже много вопросов: к примеру, известны случаи, когда на привычном «колбасном» месте вдруг открывался киоск по продаже театральных билетов, который стоял пустым. Предпринимательское сообщество при поддержке общественных организаций и ТПП РФ разрабатывали поправки к федеральному закону, чтобы на федеральном уровне закрепить понятные и удобные правила, регулирующие этот сектор. Но идея пока не реализована», – сетует Ольга Косец.

Следующим этапом, после того как улицы столицы зачистят от киосков, может стать поход на магазины, расположенные на первых этажах жилых домов. Часть помещений для них была переведена из жилого фонда в нежилой, прорублены отдельные входы. Скорее всего, подобные магазины, а также их владельцы и арендаторы следующими попадут в немилость к столичным властям. Алгоритм уже отработан: маловероятно, что признают незаконным перевод помещений из одной категорию в другую. Гораздо проще ограничить перечень оказываемых услуг и товаров, которые разрешено продавать в подобных точках. Не секрет, что до 40% прибыли придомовых магазинов обеспечивает продажа алкогольной продукции. Проще всего запретить торговать спиртным в таких помещениях, и как минимум половина из них освободится автоматически.

Роман Харланов, заместитель главы администрации г. п. Видное:

«Это сильнейший удар по малому предпринимательству, особенно в пору кризиса. Причина – сильнейшее лобби со стороны сетевых магазинов, для которых киоски представляют конкуренцию. Жители столицы также пострадают от этого нововведения. Теперь, чтобы купить жевательную резинку, нужно будет отправиться в большой магазин. В результате могу спрогнозировать, что малый бизнес уйдет из Москвы в область, где для его развития созданы лучшие условия. Что касается перетока мелких предпринимателей в новые торговые центры, то здесь прослеживается лоббирование со стороны собственников недвижимости, которые в кризис потеряли многих арендаторов. Используя связи во власти, они пытаются снизить издержки и вывести свои доходы на докризисный уровень. Первые этажи жилых домов могут оказаться следующими на очереди: сейчас готовится законопроект, по которому магазинам площадью менее 1000 кв. м запретят продавать алкогольную продукцию. А для магазинов, расположенных на первых этажах зданий, это чуть ли не львиная доля дохода, позволяющая предпринимателям сохранять приемлемые цены на остальные товары. Такие магазины, к сожалению, скорее всего, закроются».

Наталья Блохина, директор департамента коммерческой недвижимости Kalinka Group:

«По нашей оценке, сокращение уличных ларьков увеличит ликвидность помещений на первых этажах жилых домов и административных зданий, перенаправит к ним покупательские потоки. Кроме того, такой шаг правительства Москвы положительно скажется на правовом поле. Не секрет, что большинство киосков имело полулегальный статус – у части владельцев таких помещений не были оформлены земельные отношения, много было некапитальных построек. Правила и законы писаны для всех. Бизнес должен не только приносить доход владельцам, но и пополнять муниципальную казну, а не карманы нечистоплотных чиновников. Конечно, выживать малому бизнесу в нынешних условиях сложно. Но надо помнить, что кризис – это не только дополнительные издержки, но и новые возможности. Владельцы и арендаторы помещений будут их изыскивать, тем более, что местные власти предлагают альтернативу. В кризисное время увеличивается количество освободившихся помещений стрит-ритейла, а ставки аренды на них за последний год показали снижение на 10–25%, в зависимости от локации. Поэтому часть подходящих вакантных помещений на первых этажах жилых зданий будет заполнена, в том числе и арендаторами закрытых киосков».

Анна Скокова, глава отдела аренды МТВК «ГРИНВУД»:

«В данном случае мы наблюдаем планомерную политику властей, проводимую уже много лет и имеющую целью установление большего контроля над сектором мелкой розничной торговли и направление его в цивилизованное русло. Она созвучна с политикой преобразования городской инфраструктуры в целом. Скорее всего, недостаток бюджета, который мог бы образоваться из-за исчезновения доходов от аренды городских площадей, компенсируется за счет увеличения туристического потенциала города. Что касается последствий для предпринимателей, как раз сейчас переход владельцев киосков в торговые центры может быть более-менее безболезненным, ведь в последние месяцы наблюдается планомерное снижение цен на аренду коммерческой недвижимости и торговых площадей. Есть ряд объектов, специализирующихся на работе с небольшими арендаторами. Возможно, несколько продуктовых киосков преобразуются в один продуктовый магазин, т. е. бизнес переформатируется, но выживет. Что касается первых этажей жилых домов, то пока не намечается каких-то кардинальных решений в этом направлении, и нет оснований прогнозировать ухудшение положения владельцев бизнеса в данном секторе».

Журнал «Компания»

comments powered by HyperComments