ОНФ составил «Индекс расточительства»

ОНФ составил «Индекс расточительства»

Верхние строчки рейтинга заняли компании, закупающие автомобили стоимостью от 6,5 млн рублей.

ONF

На сайте газеты «Известия» опубликован материал, где издания приводит анализ «специального» рейтинга, который отображает затраты госкомпаний на покупку дорогих автомобилей.

Текст публикации: 

Активисты «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) из проекта «За честные закупки» составили ретинг «Индекс расточительности» закупок автомобилей в 2015 году, верхние строчки которого заняли госкомпании. Первое место в опубликованном антирейтинге заняло ОАО «Росгеология», по данным ОНФ, намеревающееся приобрести автомобиль представительского класса за 8,85 млн рублей. В лидерах также ОАО «Российские железные дороги», решившее не указывать в закупках конкретные марки автомобилей — общая сумма заказов более 21 млн рублей. Закрывает тройку лидеров по расточительности ОАО «Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края «Омега», выставившее заявку на покупку Mercedes-Benz S 500 4 matic за 7,6 млн рублей.

В ОНФ возмущены закупками дорогих автомобилей и выступают за внедрение систем нормирования и централизации закупок не только для государственных органов, министерств и ведомств, но и для госкорпораций и госкомпаний. «Фронтовики» намерены исключить закупку автомобилей по завышенной стоимости с элементами избыточной роскоши, так как это является неэффективным расходованием бюджетных средств, рассказал «Известиям» руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.

По его мнению, действительно расточительных госзакупок в 2015 году стало меньше, но не по причине изменений в законодательстве, а из-за работы народного и общественного контроля.

— Пока что не у всех госчиновников и компаний появилось понимание того, что нужно экономить, — поясняет фронтовик. — Зачастую после попадания в индекс они отказываются от закупок, но потом снова туда попадают.

По словам Гетта, чиновники не попали в антирейтинг, так как стали более внимательно относиться к экономии, несмотря на то что сейчас им ничто не мешает закупать дорогие авто.

— У чиновников уже большее понимание необходимости экономии. Чиновничьих роскошных автомобилей мы практически не видим. Они всё еще имеют право купить дорогое авто, но для них стало понятнее, что лучше этого не делать, — рассказал он.

В ОНФ также пояснили, что компаниям, попавшим в список, были направленны обращения с предложением оценить целесообразность закупок и принять решение об их отмене там, где это возможно.

— Мы хотим, чтобы эти компании продали машины, которые уже куплены, и впредь не допускали таких расходов. Только системная, комплексная работа, предполагающая запуск системы нормирования и централизации закупок госкомпаний и компаний с госучастием, сделает закупки более эффективными и экономными, — подчеркивает Гетта.

Четвертое место в антирейтинге заняло ООО «Газпром Трансгаз Саратов» (автомобиль за 7,6 млн рублей), шестое — ОАО «Северо-Кавказский научно-исследовательский проектный институт природных газов» (7,1 млн рублей). ОАО «Уралэлемент» из Челябинской области, занявшее седьмое место, готово было потратить на закупку внедорожника Range Rover 6,8 млн рублей, а ОАО «Калининградский морской торговый порт» за чуть меньшую сумму закупает Mercedes-Benz s500. Девятым стало ОАО «Олимп» с Audi A8 за 6,6 млн рублей.

Эксперты поддерживают создание и обновление подобных «Индексу расточительности» рейтингов. Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов позитивно оценил новую публикацию проекта «За честные закупки», однако обратил внимание на то, что недобросовестные чиновники используют новые способы ухода от контроля.

— Многие госкомпании сейчас переходят к системе аренды. Они не покупают машины, а арендуют дорогие автомобили за те же самые деньги или еще дороже, так как в подобных случаях велика вероятность коррупционной составляющей, — отметил он.

По мнению эксперта, общественный контроль для некоторых чиновников и сотрудников государственных компаний — недостаточно действенный способ предупреждения неэффективных трат бюджетных средств.

— Пока мы их будем журить, ситуация не изменится. Их нужно банально привлекать к служебной ответственности, а за нецелевое использование бюджетных средств, возможно, и к уголовной ответственности, — отметил Кирилл Кабанов.

Член Экспертного совета при правительстве РФ, член рабочей группы по противодействию коррупции Сергей Стрельников обратил внимание на то, что расточительные закупки, безусловно, могут говорить о коррупционной составляющей.

— Так как в рейтинге не регионы и не высшие чиновники, мне кажется, что просто надеялись проскочить последний раз. Те же РЖД — на смене руководства, — добавил он.

Заместитель генерального директора ОАО «Росгеология» Антон Сергеев рассказал «Известиям», что ситуация с попаданием компании на первую строчку антирейтинга произошла более полугода назад и со стороны руководства были приняты необходимые меры.

— Более таких случаев не было. В настоящий момент «Росгеология» ответственно подходит к вопросам совершенствования закупочной деятельности. Ведется серьезная работа по повышению прозрачности закупочного процесса. В частности, холдинг расширяет долю закупок, проводимых в электронной форме. Мы готовы к сотрудничеству с общественными организациями в этом отношении, — рассказал Антон Сергеев.

В начале сентября премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, вводящее ограничение стоимости автомобилей, закупаемых для руководителей федеральных государственных органов и их замов. Так, с 2016 года министры при покупке авто будут ограничены суммой в 2,5 млн рублей.

Игорь Казаков (Известия)

comments powered by HyperComments