Именем «РЖД»

Именем «РЖД»

На кого на самом деле работают топ-менеджеры Российских железных дорог.

rgd yakunin

На сайте газеты «Совершенно секретно» появился материал, в котором издание раскрывает истинные лица топ-менеджеров «РЖД». На кого на самом деле работают высокопоставленные сотрудники организации.

Текст публикации:

После ухода Владимира Якунина с поста главного железнодорожника ведомство захлестнула жажда перемен. Новый президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров объявил о крупной тарифной реформе, а Мин­экономики РФ вообще предложило разделить «Российские железные дороги» на две отдельные компании. За этими инициативами отчетливо просматриваются бизнес-интересы отечественных олигархов, мечтающих стать еще богаче, естественно, за государственный счет.

Возможна ли ситуация, при которой государственная транс­портная монополия начнет обслуживать многомиллионное российское население, а не кучку деловых людей? Вряд ли, особенно если фигурантам российского списка Forbes заранее удалось внедрить в руководство РЖД своих людей. Например, таких как действующий начальник Дирекции тяги и вице-президент РЖД Алексей Воротилкин. Он уже не раз был замечен в чрезвычайно дружеском расположении к олигархату: будь то десятки километров железнодорожного полотна либо же просто деньги в виде компенсаций и неустоек по сомнительным контрактам на миллиарды (!) рублей.

Старейший топ-менеджер РЖД уже не раз подтверждал свою лояльность влиятельным бизнесменам и вряд ли сможет устоять перед обаянием своих старых партнеров, несмотря на столь трудное для страны и казны время. Но обо всем по порядку.

Подарок Дерипаске

Предположить, что, скорее всего, вице-президент РЖД Алексей Воротилкин является лоббистом крупного бизнеса, позволяет целая плеяда фактов. Еще в период, когда Воротилкин был  начальником Восточно-Сибирской железной дороги, была построена железнодорожная ветка ценою не менее 13 млрд рублей, обеспечивавшая доступ к Чинейскому железорудному месторождению, лицензией на разработку которого владел «Базэл» Олега Дерипаски. По мнению СМИ, ВСЖД, по сути, сделала подарок «Базэлу». Чем отдаривался за 72-километровую линию Дерипаска, история умалчивает, но смею предположить, что взаимное доверие будущего вице-президента РЖД к крупным предпринимателям после этого окрепло.

В зоне ответственности Воротилкина не только локомотивы и депо в масштабе всей страны, но и «Торговый дом РЖД» с годовым оборотом свыше 100 млрд рублей, распределение госсредств подрядным организациям и многие другие вопросы, в числе которых, конечно же, закупки всего и вся для нужд железных дорог: от шпал и столбов до вагонов и трансформаторов. Отраслевой анекдот настоящего времени – закупка несгораемого кабеля. Этот кабель в несколько раз дороже обычного и, по мнению топ-менеджмента РЖД, необходим госкомпании. Рядовые же железнодорожники шутят, что начальство, должно быть, никогда не пыталось спалить обычный кабель. Впрочем, причины подобного приобретения всем очевидны без слов.

Для многих не является секретом: при проведении госзакупок, несмотря на постоянное ужесточение законодательства в области тендерных процедур, возможно проведение различных финансовых схем…

Сведушие люди считают, что нахождение сегодня Воротилкина в статусе вице-президента РЖД с высокой долей вероятности не могло обойтись без поддержки олигархической семьи братьев Магомедовых. Зиявудин Магомедов – глава совета директоров группы «Сумма», чье состояние Forbes оценивает почти в миллиард долларов, многими считается другом Алексея Воротилкина. Деловые интересы миллиардера и вице-президента РЖД пересеклись еще в конце 2000-х годов.

По данным наших источников, взаимовыгодное сотрудничество Алексея Воротилкина с братьями Магомедовыми может вращаться вокруг нескольких инфра­структурных проектов, в которых олигархи намерены поучаствовать. Группа «Сумма», в частности, имеет интересы в Новороссийском морском торговом порту (НМТП) на Чёрном море, Приморском торговом порту в Ленинградской области и многофункциональном порту Зарубино в Приморском крае. Да-да, именно на Дальнем Востоке, где длительное время начальствовал железнодорожник Воротилкин, сегодняшний вице-президент РЖД.

Связи решают все

Справедливости ради стоит отметить, что в последние годы РЖД довольно прохладно относились к строительству подъездных путей к объектам Магомедовых. Достаточно сказать, что к Зарубино, например, и сегодня ведет неэлектрифицированная одноколейка. Какой уж тут объем оборотов и громадье планов. Более того, прежнее руководство РЖД не боялось конфликтовать с «Суммой». Острое непонимание возникало, например, по поводу реконструкции железнодорожной магистрали все к тому же Новороссийскому порту или строительства подъездной ветки к порту Приморск.

Противостояние дошло до того, что, когда в 2013 году СМИ по ошибке сообщили об отставке Якунина, многие эксперты выдвинули версию о причастности к этой пиар-атаке Зиявудина Магомедова. Да и сам Якунин, правда полунамеками, не исключал такой возможности. Получается, что появление лояльного группе «Сумма» человека в руководстве РЖД Магомедову жизненно необходимо – ведь тогда он сможет извлекать гигантские прибыли, получение которых,  как правило, зависит от государственного финансирования железнодорожного строительства. И при наличии грамотного лоббиста мечты братьев Магомедовых смогут стать реальностью.

Доверять именно Воротилкину Зия Магомедов имеет все основания. Ведь у него уже есть опыт сотрудничества – строительство железнодорожной линии Кызыл – Курагино в Туве, тендер на которое совсем недавно выиграла компания «Стройновация», входящая в группу «Сумма». Спустя некоторое время у РЖД кончились деньги, и совместный проект был свернут. Но при этом фирма Магомедова смогла оставить себе более 5 млрд рублей авансовых денег, а также получить компенсацию еще в 3 млрд рублей. В итоге федеральный бюджет облегчился на 8 млрд рублей, означенная железная дорога так и не была построена, а группа «Сумма» получила очень щедрую компенсацию…

Как говорится, связи решают все, и, возможно,  именно на это сделали ставку братья Магомедовы, заработавшие миллиард­ные состояния. Откуда такие мысли, спросите вы? Напомню хотя бы несколько историй последних лет, информация о которых, благодаря глобальной сети Интернет, стала достоянием гласности: 2008 год – выяснилось, что на сделке с «Транснефтью» на прокладку трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан было украдено 4 млрд долларов, по подсчетам блоггеров, покупка Новороссийского морского торгового порта имела место по завышенной стоимости, что позволило «семье» Магомедовых обогатиться на 1,5 млрд долларов, 12 млрд рублей «чистой» прибыли заработали структуры Магомедовых на реконструкции Большого театра.

«Приз или деньги?»

Сколько же заработают Магомедовы, если версия о лоббировании ими смены власти в РЖД окажется реальностью? На какое количество денег, включая исправно уплаченные нами с вами в российский бюджет в качестве налогов, они намерены обогатиться?

Теперь, в отсутствие политического тяжеловеса Якунина, судьба вожделенных Магомедовыми железнодорожных путей на Дальнем Востоке может сложиться как нельзя лучше. И тогда финансовые потоки, предназначенные на поддержание и развитие российских железных дорог, перенаправятся на повышение прибыльности структур и без того небедных олигархов. Как это делается, мы уже видели на примере так и не построенной тувинской линии, обошедшейся РЖД, а стало быть, госбюджету в 8 млрд потерянных рублей.

Не исключено, впрочем, что при новом руководстве столь необходимые олигархам пути на самом деле будут построены, причем также как в свое время были построены для компании Дерипаски. Тут невольно вспоминается фраза из популярного телешоу: «Приз или деньги?..» Правда, у телеведущего объективно отсутствует личный интерес, тогда как в железнодорожной «игре», без сомнения, в выигрыше обе стороны.

Здесь бы выразить надежду, что со сменой главы РЖД может измениться и климат внутри госкомпании, что новый менеджмент выведет из тени как сомнительные сделки, так и операторов этих сделок… Но шансы, по-честному, ничтожны. Во-первых, лобби олигархата действительно сильное, во вторых, новый руководитель замечен в благосклонности в отношении крупного капитала.

Таким образом, у меня лично вырисовывается нерадужная картинка, согласно которой РЖД имеют все шансы превратиться в послушные инструменты обогащения Магомедовых и других «капитанов российского бизнеса», которых, наверное, правильнее будет называть «машинистами». Особенно при содействии опытных «проводников». Может случиться так, что принятие решения о прокладке железнодорожных путей к нужным немалоимущим бизнесменам объектам окажется делом очень взаимовыгодным.

И тогда велика вероятность, что в конечном счете оплачивать их яхты и замки будут простые пассажиры – своими билетами, кассовыми сборами, а то и просто налогами, из которых получат финансирование необходимые структурам олигархов железные дороги. При прежнем руководстве РЖД обращать внимание на такие «мелочи» было как-то не с руки, однако похоже, что и при новом менеджменте система не только сможет выстоять, но и существенно укрепить собственные позиции.

Анатолий Грачев

comments powered by HyperComments