Шанс для Чемезова

Шанс для Чемезова

На фоне банкротства «Трансаэро» «Ростех» хочет создать свою авиакомпанию.

cvt59442

Издание «Москау-пост» опубликовало материал, где автор попытался разобраться, кому и насколько выгодно было банкротство крупнейшей авиакомпании в России. Текст публикации приводим ниже.

Похоже, что судьба отягощенной непосильными долгами авиакомпании «Трансаэро» уже предрешена. Все дело в том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) решила поддержать идею о создании на базе «Трансаэро» новой авиакомпании.

Глава надзорного ведомства Игорь Артемьев убежден, что реализация подобной идеи положительно отразится на рынке, так как это хорошо для конкуренции.

По мнению экспертов, поддержка ФАС инициативы о «перезапуске» «Трансаэро» дает «зеленый свет» возрождению этой авиакомпании под новым брендом и с новыми владельцами.

«Грызня» банков

Сама идея о создании новой компании на базе «Трансаэро» принадлежит Внешэкономбанку (ВЭБ). А вот ВТБ (один из кредиторов «Трансаэро») выступает против создания нового перевозчика на базе авиапарка «Трансаэро», считая подобное решение вопроса «нецелесообразным».

Вместе с ВТБ банкротить «Трансаэро» решили Сбербанк и «Альфа-банк», которые тоже являются кредиторами этой авиакомпании.

Сейчас долги «Трансаэро» вместе с лизинговыми обязательствами составляют около 250 миллиардов рублей. Обслуживать свои долги авиакомпания «Трансаэро» оказалась не в состоянии, а одобренный в сентябре правительством план по передаче 75% акций проблемного авиаперевозчика «Аэрофлоту» сорвался.

Так что теперь у «Трансаэро» есть только два пути – либо банкротство, либо «перерождение» в новую компанию.

След Чемезова

Категорически против банкротства «Трансаэро» выступает банк «Международный финансовый клуб» (МФК) , который предложил вместо банкротства передать в управление банкам-кредиторам 75 процентов плюс одну акцию перевозчика.

Председатель правления МФК Оксана Лифар публично заявила, что авиакомпания «Трансаэро» не могла за год дойти до банкротства «без внешних факторов».

Фактически руководство МФК в этом конфликте выступило на стороне руководства «Трансаэро». Но с какой целью банк «обхаживает» топ-менеджеров «Трансаэро» — это большой вопрос.

Напомним, что основным владельцем МФК является основатель группы «ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров, который контролирует 47,45% этого банка. Еще 19,71% МФК принадлежат совладельцу Evraz Group Александру Абрамову. Такая же доля в МФК (19,71%) у хозяина группы «Ренова» Виктора Вексельберга.

Крайне важным фактором является то, что 13,14% МФК принадлежит супруге главы ГК «Ростех» Сергея Чемезова — Екатерине Игнатовой.

Так что МФК довольно прочно связан с семьей главы «Ростеха». Кстати, сейчас все больше экспертов говорят о том, что именно «Ростех» хочет получить контроль над активами «Трансаэро».

Плешакова согласна на условия МФК

Основные владельцы «Трансаэро» (члены семьи Плешаковых) уже согласились передать все консолидированные акции банковскому консорциуму по предложению банка МФК .

Если акции «Трансаэро» достанутся ВТБ, ВЭБу и Сбербанку (то есть государственным банкам), то решением федеральных властей в скором будущем консолидированный пакет акций «Трансаэро» может быть передан «Ростеху».

Не исключено, что сейчас МФК «проталкивает» идею о передаче акций «Трансаэро» банковскому консорциуму именно в интересах Чемезова. Во всяком случае, этот сценарий в дальнейшем поможет «Ростеху» получить контроль над этим авиаперевозчиком.

Ранее Ольга Плешакова говорила, что происходящее с «Трансаэро» точно укладывается в предшествующий опыт «Аэрофлота» по банкротству дочерних авиакомпаний , явно намекая на возможность рейдерского захвата.

Но теперь все говорит о том, что «Аэрофлот», уже отказавшийся от покупки «Трансаэро», может быть здесь ни при чем. Это лишний раз подтверждает, что именно госкорпорация «Ростех» может быть заинтересована в поглощении «Трансаэро».

Возможно, сейчас топ-менеджеры МФК уговаривают владельцев «Трансаэро» расстаться со своими акциями именно в интересах «Ростеха».

Акционеры

Напомним, что ранее супруги Александр и Ольга Плешаковы, основавшие «Трансаэро», были крупнейшими акционерами предприятия. Совокупный пакет их акций в прямом владении составлял 36 процентов.

По неофициальным данным, супруги косвенно контролировали более 60 процентов акций. Еще 3 процента принадлежали матери Плешакова Татьяне Анодиной, возглавляющей Межгосударственный авиационный комитет (МАК).

Однако, 29 сентября 2015 года стало известно, что Ольга Плешакова избавилась от своих акций. СМИ писали, что Плешакова передала свой пакет акций «Трансаэро» мужу Александру. Теперь он владеет 60% компании.

Эксперты уверены, что именно этот пакет акций вскоре может быть передан консорциуму государственных банков, а уже затем может перейти структурам «Ростеха».

Первая попытка создать авиационную «мега-корпорацию»

Аналитики отмечают, что глава «Ростеха» Сергей Чемезов уже хотел создать авиационного гиганта для гражданских авиаперевозок.

Изначально, создаваемая «Ростехом» (в то время «Ростехнологиями») компания носила название «Авиалинии России», но затем она была переименована в «Росавиа».

Авиакомпания была официально зарегистрирована 15 января 2009 года в качестве ОАО «Авиакомпания». Вначале этой структурой руководил Виталий Ванцев (совладелец аэропорта «Внуково»), но позже «Росавиа» возглавил заместитель министра транспорта России Борис Король.

Красноярский гигант

По плану Чемезова, в состав «Росавиа» должны были войти «Красноярские авиалинии» (KrasAir). Эта структура до 2008 года была одной из крупнейших авиакомпаний России и базировалась в Красноярске (аэропорт Емельяново).

Перевозчик KrasAir входил в состав авиационного альянса AiRUnion («ЭйРЮнион»). В этот альянс кроме «Красэйр» входили также «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Омскавиа» и «Сибавиатранс».

По итогам 2007 года по объему перевезенных пассажиров (3,6 млн) альянс занимал третье место среди российских авиакомпаний. А само ООО «Эйрюнион» на 51% принадлежало «КрасЭйру» и на 49% «Домодедовским авиалиниям».

Крах AiRUnion

Считается, что деятельность AiRUnion контролировал генеральный директор KrasAir Борис Абрамович, структурам которого принадлежало около 40% «Красноярских авиалиний». Он же контролировал 49% «Домодедовских авиалиний», 70% «Омскавиа», около 40% «Самары» и 100% «Сибавиатранса».

Обратим внимание, что 51% акций компании KrasAir принадлежало государству. Создавая «Росавиа», Чемезов решил включить в основу этой компании авиационные активы альянса AiRUnion.

На фоне того, как «Ротехнологии» начали «тащить» AiRUnion в «Росавиа», у авиационных компаний, входивших в альянс, начались серьезные трудности. В частности, общий долг пяти компаний превышал $1 млрд.

А 20 августа 2008 года 16 рейсов AiRUnion из московского аэропорта «Домодедово» были отложены на сутки. После этого стало понятно, что AiRUnion уже «не выкарабкается».

Авиационное рейдерство

Позже стало известно, что авиакомпании «Красэйр», «Домодедовские авиалинии» и «Самара» не войдут в «Росавиа». В конечном итоге AiRUnion постиг крах, а сертификаты эксплуатантов «Красэйра», «Домодедовских авиалиний», «Самары», «Омскавиа» и «Сибавиатранса» были аннулированы решением Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация).

У экспертов создалось такое мнение, что у предпринимателя Бориса Абрамовича просто «отжали» его активы для включения их в «Росавиа», а затем банально раздербанили эти компании, выведя из них все активы.

Кстати, в СМИ сообщается, что вывод активов в кипрские офшоры из «КрасЭйра» якобы лично курировал бывший шеф Росавиации Карл Руппель , который в свое время был заместителем министра транспорта РФ .

Разумеется, никакой ответственности Руппель не понес, а позже занял должность замначальника инспекции Счетной палаты РФ по контролю за расходованием бюджетных средств на транспорте .

Вторая попытка

Злопыхатели считают, что атака на AiRUnion могла вестись в интересах «Ростехнологий». Если версия о том, что Руппель выводил активы из «КрасЭйра» верна, то он также мог немного «отстегнуть» топ-менеджерам «Ростехнологий», так сказать, «за прикрытие».

После крушения AiRUnion Чемезов не растерялся и продолжил реализовывать свой план по созданию авиационного гиганта и прямого конкурента «Аэрофлоту».

В итоге акционерами ОАО «Авиакомпания» (юридическое лицо «Росавиа») стали «Ростехнологии» (51%) и правительство Москвы (49%).

Со стороны госкорпорации в этот холдинг вносились ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Владавиа», «Дальавиа», «Сахалинские авиатрассы» и «Оренавиа», со стороны Москвы – «Атлант-союз» и недвижимость.

Отметим, что нынешнее акционерное общество «Авиакомпания «Россия»» ранее было ФГУП «Государственная транспортная компания «Россия»». Создана эта структура была на основе отдельного авиаотряда №235 . В 2009 году из ГТК был выделен Специальный летный отряд (СПО) «Россия», который обеспечивает перевозку воздушным транспортом первых должностных лиц Российской Федерации , а также руководителей ФСБ Российской Федерации.

Таким образом, на финальном этапе создания «Росавиа» у «Ростехнологий» были сосредоточены все активы, кроме «рухнувших» компаний, входящих в AiRUnion, и самолетов, принадлежащих СПО «Россия».

Крушение надежд

К созданию нового авиационного гиганта было все готово, однако «Ростехнологии» неожиданно встретили противостояние в лице Министерства транспорта РФ.

В конце 2009 года министр транспорта России Игорь Левитин предложил не создавать конкурента «Аэрофлоту», а вместо этого передать ему все активы «Росавиа», в обмен на что «Ростехнологии» получат пакет акций «Аэрофлота».

Уже в феврале 2010 года стало известно, что Владимир Путин (на тот момент премьер-министр России) одобрил предложения Минтранса о том, что компания «Росавиа» создаваться не будет, а ОАО «Авиакомпания» будет ликвидировано.

При этом, согласно решению правительства РФ, все активы, которые предполагалось внести в «Росавиа», были переданы «Аэрофлоту».

Третья попытка

Казалось бы, история с созданием «Росавиа» должна была завершиться в сентябре 2010 года, когда ОАО «Авиакомпания» подало иск о собственном банкротстве .

Тогда же (в сентябре 2010 года) с формулировкой «в связи с утратой доверия президента РФ» был уволен мэр Москвы Юрий Лужков , который наравне с Чемезовым был инициатором создания «Росавиа».

После этого на проекте создания авиационного перевозчика, подконтрольного «Ростеху», можно было ставить крест. Однако, в сентябре 2015 года началась «дележка» находящегося в предбанкротном состоянии «Трансаэро».

По мнению экспертов, сейчас Чемезов предпринял третью попытку создать собственного авиационного гиганта. А это значит, что за «атакой» на «Трансаэро» могут стоять топ-менеджеры «Ростеха». Так что, по всей видимости, вскоре активы авиационной компании Плешаковых перейдут под контроль Чемезова.

comments powered by HyperComments