Слишком восточный

Слишком восточный

Как после старта с нового космодрома ракета «поспорила» сама с собой (а спутники упали в океан)

Too_Eastern«Роскосмос» всего за две недели установил причину аварии после второго запуска с Восточного. 28 ноября ракета-носитель «Союз-2.1б» не смогла вывести на орбиту гидрометеорологический аппарат «Метеор-М» и еще 18 спутников. Уже 12 декабря руководство госкорпорации объявило, что речь идет не о конкретной технической неполадке, а о сочетании факторов, которое невозможно было предсказать. Во-первых, спутники надо было вывести на солнечно-синхронную орбиту; во-вторых, после старта отработанные фрагменты ракеты должны были упастьна севере Атлантики. На все это наложился тот факт, что «Союз-2.1б» впервые запускали с Восточного с разгонным блоком «Фрегат»: программное обеспечение блока не справилось с такой комбинацией задач.

После старта с космодрома Восточный две системы навигации «поспорили» между собой. Ракете, а потом и разгонному блоку со спутниками после запуска следовало верно сориентироваться в пространстве. Как объяснил замглавы «Роскосмоса» Александр Иванов, ракета-носитель «Союз-2.1б» правильно решила повернуться (вокруг своей оси) против часовой стрелки и отработала свою программу. После отделения от ракеты компьютер разгонного блока «Фрегат» предположил, что его повернули не туда, — и начал делать полный (363 градуса) разворот в обратную сторону. На половине разворота у «Фрегата» сработали двигатели, и он, находясь в неправильном положении, полетел в сторону Земли.

Too_EasternКорень проблемы в том, что Восточный находится слишком далеко от привычных космодромов. «Это [сочетание проблем] не распространяется ни на Куру, ни на Плесецк, ни на Байконур», — заметил Иванов. Курунаходится на 53 градусах западной долготы, а Плесецк и Байконур, соответственно, на 40 и 63 градусах восточной. С них «Фрегат» за 20 лет совершил 62 успешных запуска. Для Восточного, который находится на 128 градусах восточной долготы, начальный угол отклонения оказался слишком большим, что и запутало бортовые системы. На такую ошибку никто не рассчитывал.

Переделывать для новых запусков почти ничего не придется. Выявленная уникальная проблема не связана с техническими неполадками. «Это не металл, не двигатели, не перепайка, это разработка программ, отладка и [контроль] новыми методами проверки», — заявил замглавы «Роскосмоса».

Михаил Зеленский

«meduza.io»