Пакет из черного списка

Пакет из черного списка

Недовольные бизнесмены завалили Центробанк жалобами

cb_rfЦентробанк атаковали жалующиеся бизнесмены! Разумеется, не без причины – до этого регулятор опубликовал перечень методрекомендаций по работе с клиентами, входящими в черный список «отказников», и пообещал рассмотреть многочисленные спорные случаи. Чтобы реабилитация проштрафившихся была успешной, нужен должным образом функционирующий механизм, именно данную просьбу и содержало письмо от службы уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова в ЦБ РФ. Конкретно – к его главе Эльвире Набиуллиной.

Письмо получилось внушительным по объему – целых 173 страницы.

На них приводятся в основном обращения от юридических лиц, счета которых заблокированы банками, а также от тех компаний, которым было отказано в банковском обслуживании. Всего таких фирм оказалось свыше четырех десятков. По мнению Бориса Титова, проблемы каждой из подписавшихся компаний невозможно решить, используя только методические рекомендации от ЦБ РФ, соответственно, система крайне нуждается в эффективном механизме по устранению ошибок. Уполномоченный считает, что жалобы предпринимателей могут составить основу для разработки указанного механизма.

Не секрет, что банки получают черные списки «отказников» с июня 2017-го. Как правило, входят в такие списки те юрлица, которых регулятор подозревает в нарушении 115-ФЗ, попросту – в «отмывании» денег. В сущности, для конкретной организации это приговор, потому что она автоматически лишается доступа к услугам банков.

Естественно, схема радикальная, а потому не исключено, что в списки огульно попадают и сравнительно добросовестные компании, что, по мнению Дмитрия Скобелкина, зампреда ЦБ РФ, недопустимо.

Если такая возможность есть, значит в отладке и кардинальных преобразованиях нуждается весь механизм подобного регулирования.

До недавнего времени он функционировал «в одни ворота»: способов реабилитироваться «черносписочникам» никто не предлагал. Но теперь выяснилось, что число компаний, попавших в банковскую опалу волей регулятора, выросло в 2,3 раза (до 460 тысяч), а потому ситуацию потребовалось исправлять, и методрекомендации ЦБ стали первым шагом. Согласно им теперь кредитно-финансовые учреждения могут аннулировать сведения об «отказниках», направленные в Росфинмониторинг. Также появилась возможность реабилитации «второго круга» путем прямого обращения в ЦБ после первого отказа. Тем не менее, по словам представителей пресс-службы Б. Титова, этого недостаточно. Проблема – в оперативности и самостоятельности банков в части принятия решений. Единого алгоритма по работе с просьбами «черносписочников» нет. А чтобы его разработать, нужно серьезное взаимодействие всех участников процесса – не только собственно ЦБ, банков и соискателей, но и ФНС. Имеющийся в распоряжении у налоговиков реестр МСП, а также сервис проверки контрагентов позволят быстро принимать решения, не отправляя каждый раз запрос к регулятору.

В ЦБ в целом не спорят и соглашаются, что на универсальность разработанные им рекомендации №29-МР не претендуют и претендовать не могут.

Каждая жалоба, как говорят в пресс-службе Банка России, достойна отдельного рассмотрения, по итогам которого регулятор выдаст банковским учреждениям информацию по работе с конкретным клиентом.

В настоящее время в Центробанке планируют заняться сбором фидбеков. В данном контексте речь ведется о том, насколько эффективно используется предоставляемая информация от регулятора. Если выяснится, что работа с отказами проводится лишь формально, то имеет смысл действительно пересмотреть описанный выше механизм. Однако в любом случае главная цель этих мер ЦБ – противостояние «отмыванию» денег и финансированию террористических действий, и все мероприятия будут ориентированы в первую очередь на нее.

Банкиры, конечно, не согласны.

Так, Александр Наумов, замглавы «Национального совета финансового рынка», полагает, что банкам не надо «угрожать», просто надо им «спокойно объяснять» сущность управления повышенными рисками.

В частности, не стоит отказывать «черносписочникам» огульно, за беседу с ними с целью прояснения ситуации штрафа точно не последует. Ну а проявление чрезмерной бдительности – это что-то вроде «человеческого фактора» применительно к банковской сфере, а не симптом неэффективности регулятивной системы.

Олег Струков