Роковые четыре единицы

Роковые четыре единицы

«Россгосстрах» отказывает автовладельцам в покупке полиса ОСАГО, ссылаясь на ошибку, однако юристы считают, что причина отказов в другом – компании это выгодно

Далеко не все россияне знают о компьютерной ошибке с кодом 1111. Зато автовладельцы из двух столиц – все. И узнают они о роковых четырех единицах ровно в тот момент, когда приходят в офис «Росгосстраха» оформлять полис ОСАГО. Дескать, вследствие этой системной ошибки нет возможности распечатать документ, поскольку «1111» блокирует некий модуль на сервере. Посетителям клиентских центров «РГС» обещают когда-либо исправить недоразумение технического характера, словом, «приходите завтра». Если действительно прийти – скажут примерно то же самое.

В целом похоже на правду. Однако поверить в сугубо техническую проблемность вопроса мешает ряд интересных фактов.

Например, то, что для «Росгосстраха» ОСАГО – продукт откровенно убыточный, известно, что за минувшие три квартала 2017-го компания потеряла на нем порядка 42 млрд рублей. И сразу напрашивается вывод: нет возможности оформить полис – нет убытков. Соответственно, может, «ошибка» не исправляется сознательно?

Если задавать данный вопрос представителям «РГС», можно получить, например, такой экзотический ответ: во всем виноват Российский союз автостраховщиков. Правда, в упомянутой организации такая инсинуация вызывает изумление и заверение в том, что база данных, требуемая для оформления полиса ОСАГО «Росгосстрахом», работает как часы. Словом, причиной такого положения вещей является либо халатность технической службы «РГС», либо происки и заговоры иных инстанций – но совершенно точно не заведомая убыточность «автогражданки» для страховщика. Об этом молчат.

Не признавать этот факт тем не менее глупо. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», первые два квартала текущего года ознаменовались для «Росгосстраха» убытком в 33,8 млрд рублей конкретно по страхованию автогражданской ответственности.

Чуть лучше обстоят дела в третьем квартале – «всего» 9 млрд отрицательного результата. В пресс-релизе «РГС» это выставляется как достижение, которому, среди прочего, поспособствовало «уменьшение доли ОСАГО в страховом портфеле компании». Правда, как эта доля уменьшалась, не говорят.

По словам Алексея Кузнецова, юриста бюро «Правила страхования», вопрос о законности «уменьшения доли» мягко говоря философский. С одной стороны, практически нет сомнений в том, что полисы ОСАГО не оформляются «Росгосстрахом» умышленно. При этом данный вид страхования обязателен (потому такое и название) не только для автовладельца, но и для страховщика. Иначе говоря, отказать в таком праве клиенту нельзя.

С другой стороны, ему и не отказывают. Система якобы дала сбой – наказать кого-либо за такое крайне проблематично.

Тем более что ошибку обещают исправить, бесконечно «кормя завтраками» обнадеженных автовладельцев. Кстати, невозможность онлайн-оформления полисов тоже списывают на некую системную ошибку.

Стоит «вдогонку» отметить и еще одно любопытное обстоятельство. Вышеупомянутая доля в страховом портфеле (речь по-прежнему об ОСАГО) снижается не только у «РГС», одного из лидеров отрасли – та же тенденция наблюдается и у многочисленных страховых брокеров. Но убытки «Росгосстраха», конечно, крупнее всех – недаром сравнительно недавно компанию пришлось «подкармливать» 24-миллиардными вливаниями от банка «Открытие», ключевого акционера. И этот банк, кстати, испытывает сейчас широко известные благодаря СМИ сложности.

Логично в свете всего вышесказанного задаться вопросом, чем же так разорительно для страховщиков ОСАГО.

По утверждению Александра Холодова, председателя регионального отделения общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», виноваты сами сотрудники «РГС». Дескать, они выбивают деньги из «родной» конторы не слишком правомерными методами. Холодов видит схему следующим образом. Имеющий полис ОСАГО от «РГС» автовладелец получает после наступления страхового случая определенную выплату. Затем ему звонят «некие люди» (очевидно, имеющие доступ к инсайдам учреждения) и предлагают оспорить выданную «РГС» сумму в суде за определенную долю в «прибыли». Той же, «криминальной» версии придерживаются и в Национальном союзе страховщиков ответственности, предлагая винить во всем автоюристов. Так, Андрей Знаменский, директор по развитию в вышеуказанной организации, полагает, что путем отлаженного взаимодействия юристов, оценщиков и судей из системы можно вытянуть миллиарды. Если это так, что становится понятно, почему страховщики Северной столицы так неохотно оформляют полисы на авто с номерами других регионов, например Краснодара, Архангельска и проч.

Удивительно, но на мошеннический умысел, приведший к фатальной убыточности ОСАГО, жалуются даже в самом «Росгосстрахе». Естественно, мошенники – «со стороны», а именно организаторы так называемых автоподстав. Про то, что они собой представляют, знают многие: на дорогое авто заранее устанавливаются изрядно изношенные, «битые» запчасти, а затем с помощью самого дешевого отечественного автомобиля инициируется ДТП. Виновник, разумеется, тот, что ездит на продукции автопрома. В итоге компенсация от страховщика такова, что ее с лихвой хватает на хлеб всем участникам аферы, тем более что старые детали можно использовать неоднократно и потом.

osagoСреди прочих причин называют и увеличение за последнее время числа так называемых санитаров, которые намеренно устраивают ДТП тем, кто нарушает правила дорожного движения, и снимают все на видео. Естественно, за такие повреждения тоже платит страховщик.

Ну и без госрегулятора не обошлось, который, как полагают эксперты, не слишком быстро регулирует: тарифы по ОСАГО не успевают корректироваться сообразно изменениям экономической конъюнктуры, а надо бы. Политизированность решений, обусловленная обязательностью данного вида страхования, приводит к серьезному разрыву между реальной стоимостью полиса и той, что устанавливается государством. В ряде регионов тарифы завышены, в других – занижены. Соответственно, надо переходить к свободному ценообразованию, когда стоимость полиса напрямую зависит от того, насколько сознателен автовладелец и как часто он попадает в ДТП.

Таково мнение вышеупомянутого Андрея Знаменского. А вот государство уже приняло другое решение. А именно: согласно принятому весной текущего года закону попавшие в ДТП граждане, имеющие актуальный полис, получают не деньги, а бесплатный ремонт в автосервисе из определенного списка. Его, список, составляет страховщик, то есть, по идее, теперь (закон распространяется на полисы, оформленные после 28 апреля текущего года) мошенникам негде «разгуляться». Однако это не совсем так: ремонт может быть проведен плохо, некачественно, то есть поводы для обращения в суд по-прежнему остались. Чтобы этого избежать, страховщики должны контролировать неизвестную им сферу – автосервисы. Такая перспектива мало кому может прийтись по душе.

В любом случае «РГС» заверяет, что совсем с рынка «автогражданки» не уйдет, а роковые четыре единицы негативно сказались только на двух российских столицах, не затронув регионы, к тому же эта техническая ошибка наблюдается не только в «Росгосстрахе». Тем не менее если взять случайную выборку из нескольких компаний, все они готовы оформить полис, не отказываясь под предлогом системного сбоя.

Сергей Семенов