На миллиарды дамбы ищут доверенное лицо

На миллиарды дамбы ищут доверенное лицо

Директор Комплекса защитных сооружений Петербурга Владимир Щекачихин уволен за утрату доверия и отстранен от освоения 5 млрд рублей. Под ударом оказался бессменный подрядчик дамбы — «Метрострой»

Billions_of_the_dam_looking_for_confidantНа портале правовой информации 1 ноября опубликовано распоряжение премьер-министра Дмитрия Медведева об отставке директора КЗС Владимира Щекачихина по отрицательным мотивам. Счетная палата уличила функционера в роскоши, полиция начала доследственную проверку. Экстренное увольнение 64-летнего Щекачихина совпало с пятимиллиардным конкурсом на содержание дамбы.

У Владимира Щекачихина на посту директора Комплекса защитных сооружений Петербурга было две задачи – содержать дамбу и беречь чувства верующих. Предприятие подведомственно Минстрою и обязано строить объекты, в отношении которых министерство выполняет функции государственного заказчика. Руководство комплекса по поручению Владимира Путина головой отвечало за реставрацию двух монастырей – Спасо-Елеазаровского женского на Псковщине и Тихвинского мужского в Ленобласти. Можно сказать, это были расстрельные задания. Полтора миллиарда Владимир Иванович освоил не без проблем, но от претензий Счетной палаты отбился и вроде никого на самом верху не прогневал. Подозрения в сговоре с подрядчиками ему простились.

И если объекты культа – преходящее, то дамба для Щекачихина была вечной. Он родился в 1953 году, окончил Политех, по специальности – инженер-строитель-гидротехник. После вуза Щекачихин был направлен по комсомольской путевке на всесоюзную ударную комсомольскую стройку по возведению сооружений защиты Ленинграда от наводнений и там же и остался. С 2001 года курировал финансирование проекта КЗС, в ноябре 2006-го назначен главой Дирекции КЗС. Владимиру Ивановичу, наверное, было досадно, что в 2011 году, после сдачи дамбы, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени получил не он, а тогдашний глава департамента капстроительства Минрегионразвития Владимир Коган, но возможность продолжать дело своей жизни была неплохой компенсацией. Щекачихина оставили в должности директора, и с 2012 года у него начались теплые отношения с «Метростроем». С компанией Вадима Александрова КЗС заключил трехлетний контракт стоимостью 7,4 млрд рублей на содержание, эксплуатацию и ремонт дамбы. Летом 2015-го снова «Метрострой» стал победителем, получив еще 6,7 млрд. Исполнение шло со скрипом, субподрядчики сидели без денег и строили конспирологические версии о том, что деньги с дамбы можно было бы поискать на других объектах «Метростроя», например футбольном стадионе.

24 октября 2017 года дирекция Щекачихина объявила третий конкурс на содержание дамбы. Претендентом номер один на 5,3 млрд рублей традиционно считался «Метрострой», несмотря на то, что условия контракта изменились. Теперь для него требуется банковское сопровождение, и перекинуть деньги с одного объекта на другой исполнитель работ не может. Итоги конкурса подведут 24 ноября, но уже без Щекачихина. После его ухода обязанности генерального директора исполняет первый заместитель Борис Дайтер. Какую-либо дополнительную информацию о причинах отставки пресс-служба дирекции давать отказывается. В Минстрое сообщают, что вопросы назначения или увольнения решаются на уровне правительства, уточняя лишь, что «последнему кадровому решению предшествовал целый ряд проверок, включая администрацию президента, внутренний аудит Минстроя и проверку Счетной палаты».

Ранее Счетная палата (СП) уже обращала внимание на благодушие дирекции КЗС, которая, по мнению инспекторов, необоснованно продлила действие первого контракта с «Метростроем» и увеличила его стоимость более чем на 700 млн. Однако тогда Щекачихину удалось сохранить доверие. В этот раз проверка получилась скромнее по цифрам, но жестче по результатам.

Как следует из переписки депутата Госдумы Михаила Романова с главой палаты Татьяной Голиковой, в 2017 году была проведена внешняя проверка исполнения Минстроем закона о федеральном бюджете. Для дамбы аудиторам пришлось отводить специальный раздел.

Как следует из отчета, в рамках действующего контракта с «Метростроем» предприятие Щекачихина заключило допсоглашения на общую сумму 31 млн рублей на выполнение работ, которые не были предусмотрены договорами. Не вполне дисциплинированно, по мнению аудиторов, КСЗ распорядился федеральной целевой субсидией на 2014 – 2016 годы. Часть выделенных средств, почти 5 млн рублей, потрачена на услуги по добровольному медицинскому страхованию персонала. В прошлом году Владимир Щекачихин позволил себе оценить свою же работу. Он издал приказы о выплате, в том числе себе, премии и персональной надбавки к зарплате на 2,2 млн рублей.

Вменили Владимиру Ивановичу и слишком частые, не согласованные с Минстроем, командировки. Из казны оплачивались не только перелеты (1,3 млн рублей), но и комфорт. С аэропортом Шереметьево в конце 2015 года КЗС заключил договор стоимостью 337 тысяч рублей на оказание VIP-услуг.

Как следует из ответов депутату Романову от других ведомств, по факту финансовой деятельности Комплекса защитных сооружений начата доследственная проверка. По своей линии работает также прокуратура Петербурга.

Собеседники «Фонтанки» предположили, что уход Щекачихина может помочь заинтересованным сторонам в сбросе «Метростроя». Называют даже возможных претендентов на его место. В основном это компании, выполняющие большой объем по субподряду, — «Би.Си.Си», «Циклон-КЗС». Упоминают даже «Трансстрой», который достраивал дамбу вместе с «Метростроем», но это больше похоже на анекдот. Структуры холдинга заняты в основном тем, чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков после расторжения контрактов по стадиону на Крестовском и депо «Южное».

Александр Ермаков, Николай Кудин

«fontanka.ru»