Региональная пропаганда

Региональная пропаганда

Сколько регионы тратят на самопиар?

Regional_promotionПохвалить себя по центральному телевидению стоит дорого. Региональные власти не скупятся и закладывают на это солидные суммы. Софья Савина подсчитала, сколько чиновники в российских регионах тратят на рассказы о своих успехах по главным каналам и частотам. Интерактивная карта позволит сравнить расходы и увидеть самых расточительных заказчиков.

Всероссийский пиарщик

Центральное телевидение в России контролирует самый крупный медиахолдинг — Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания, или ВГТРК. Ее работой охвачен каждый уголок страны: у ВГТРК более 80 филиалов во всех регионах.

Устроено это так: существует ВГТРК, а есть, например, ГТРК «Ярославия» — то же государственное телевидение и радио, но специально для Ярославской области. Компания транслирует местную информацию на телеканалах «Россия 1», «Россия 24» и в эфире «Радио России» в специально отведенное для этого время.

Ежегодно ВГТРК получает от региональных администраций сотни контрактов. 2017 год еще не закончился, однако уже сейчас ВГТРК заключило 530 соглашений, большая часть из которых (по нашим подсчетам — около 300) связаны с информированием о деятельности властей в регионах.

По  словам сотрудника одного из региональных филиалов ВГТРК, эфирная сетка на 40% состоит из освещения работы губернатора, за что филиалу щедро платят из местного бюджета. Еще 25% — деятельность городских и областных депутатов — оплачивает региональный парламент.

«Информационное освещение», иногда «сопровождение» деятельности — размытые формулировки, которые на бумаге становятся предметом государственного контракта между властями и ВГТРК. Еще одна формулировка — «доведении официальной информации в эфире телеканала». Кто-то использует выражение «информационное обслуживание деятельности администрации».

Иногда заказчик прописывает предмет контракта прямолинейно — «программы о деятельности депутатов» или «размещение заказных видеосюжетов». Часто в контрактах о размещении информации содержится формулировка «для нужд губернатора» или «для нужд правительства».

Заказывают и «размещение программ с участием представителей органов власти» на телевидении и радио, диктуя даже форматы:  интервью или «прямые эфиры». В Кировской области  и вовсе выходит отдельная программа— «Начистоту. Разговор с губернатором». Там же заключили контракт, в котором  прописали тональность выпусков, — заказчик заплатил за 80 программ «о позитивных общественно значимых событиях в жизни региона».

В Забайкальском крае подобные передачи называются иначе. Департамент управления делами губернатора заказалтелепрограмму «От первого лица». Это же ведомство заплатило ВГТРК за производство репортажей «Вести Правительства».

Контракты с ВГТРК заключают не только первые лица региона. Размещение своих теле- и радиосюжетов заказывают региональные министерства сельского хозяйства. Например, минсельхоз Пензенской области в контракте указалназвание передачи о своей работе — «Сельские вести». В Архангельской области у ВГТРК заказали «телепрограмму, освещающую деятельность правоохранительных органов области».

ГУ МВД Кемеровской области тоже платят журналистам: уже второй год они заказывают ВГТРК телевизионную программу под названием «Опер-ТВ».

Что это за карта?

Russiangate посчитал, сколько всего чиновники в российских регионах заплатили ВГТРК за самопиар в 2017 году. На интерактивной карте представлены регионы, в которых местные органы власти хотя бы раз заказывали информацию о себе на центральном телевидении или радио.

Регионы окрашены по-разному: интенсивность означает количество денег, потраченных властью на контракты с ВГТРК. Некоторые российские регионы не окрашены — значит, в этом году они пока еще не пользовались pr-услугами центральных телеканалов и радиостанций напрямую.

При наведении на регион можно увидеть траты — сумму всех контрактов. Кроме этого, появится информация о самом дорогом соглашении, заключенном местным органом власти в этом году — с его стоимостью и заказчиком.

Софья Савина

«russiangate.com»